Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Экономика
Фото: Александр Манзюк/ТАСС

Экономика противоречий: как меняется финансовое поведение россиян

В сложные времена россияне демонстрируют приверженность осторожным экономическим стратегиям: пусть многие из нас и стали больше зарабатывать (этот радостный факт в опросе ВЦИОМ отмечают 37%) и увереннее планировать крупные покупки (индекс потребительского доверия достиг максимума за последние 10 лет), тревога за будущее нас пока не отпускает. 58% россиян пессимистично оценивают сегодняшние возможности устроиться на работу с хорошей зарплатой. Скептически наши сограждане смотрят и на кредитование: 66% не уверены, что сегодня хорошее время для оформления займов. Как тренды российской экономики влияют на финансовое поведение россиян — в комментарии директора Института экономики и финансов ГУУ, профессора Галины Сорокиной.

«Мы привыкли считать, что экономические стратегии россиян формируются исключительно под влиянием внешних событий — или скорее даже внешних шоков. Однако это не всегда так.  Финансовое поведение граждан напрямую зависит не только от уровня благосостояния, возраста, пола, но и от психологических и поведенческих паттернов, сформированных семьей. Это наиболее ярко отражается в экономических и финансовых стратегиях, характерных для различных социальных групп, каждая из которых обладает своим уровнем восприятия внешних экономических изменений. В то же время нельзя не признать, что сегодня на поведенческую экономику значительно влияют информационные потоки. 

Как статистика обманывает зарплатные ожидания

Полагаю, внешний информационный фон может влиять на оценку россиянами перспектив трудоустройства. ВЦИОМ приводит интересные данные: 58% считают, что сегодня трудно найти работу с хорошей зарплатой. При этом вот уже почти год мы слышим новости о сенсационном снижении уровня безработицы и сопряженном с этим ростом уровня заработных плат. Обратите внимание: Росстат объявил, что средняя заработная плата в марте по стране составила 87 740 рублей, а уровень безработицы — 2,7%. При этом мы знаем, что медианная заработная плата при этом не превысила 60 тыс. руб., а в 85% регионов средняя заработная плата ниже средней по России. Впрочем, такие тонкости статистики известны далеко не всем россиянам: в общественном сознании закрепился размер средней зарплаты. Совершенно нормально, что при поиске работы люди ориентируются на нее. Правда, когда таких вакансий не находится, возникает своего рода эффект обманутых ожиданий.

Думаю, этим же объясняются более позитивный настрой среди опытных сотрудников — по своей квалификации они могут претендовать на вакансии с уровнем заработной платы выше или равной средней по стране, и такие вакансии они видят.

С точки зрения поведенческой экономики обманутые ожидания значительно сильнее формируют негативное восприятие, чем негативное событие, происходящее без любых ожиданий. Именно поэтому негативное отношение к поиску работы превалирует у граждан с низким уровнем дохода, причем это совсем не обязательно люди с низким уровнем квалификации. К сожалению, уровень пространственного развития страны пока слишком дифференцирован и отличие средних заработных плат по регионам доходит до 4,3 раза.

Инфляция сильнее всего повлияла на бедных

Ощущение роста заработных плат также носит не столько реальный, сколько субъективный характер. Согласно статистике, рост заработных плат значительно обгоняет инфляцию. В то же время в прошлом году высокие темпы роста цен показали товары повседневного спроса, особенно из продуктовой корзины — мясо, яйца, фрукты и овощи. Этот фактор полностью нивелировал эффект роста зарплаты среди людей с плохим материальным положением: все равно на обеспечение ежедневных потребностей денег стало уходить больше.

Еще один фактор — в последнее время резко снизилась возможность монетизации блогов, которая приносила немалый доход младшим миллениалам и поколению Z, сократилось число предложений о работе в сфере торговли, где также была задействована в основном молодежь, и это привело к ощущению снижения уровня доходов в данной социальной группе. При этом число предложений стало больше в реальном секторе экономики.

В поведенческой экономике появляются посткризисные черты

Чтобы адаптироваться к рыночным и социальным изменениям, людям понадобится время. Благодаря продолжающимся программам льготного ипотечного кредитования 31% россиян считает, что сегодня самое время для крупных покупок. Те же люди, кто уже взял большой кредит или имеет маленький доход и не попадает в льготную категорию, имеют обратную точку зрения — и это совершенно нормально. С учетом того, что льготными ипотечными кредитами воспользовалось уже больше половины тех, кто мог на это рассчитывать, а ключевая ставка Центробанка несколько лет бьет рекорды, кредитный скепсис растет. В принципе, это вполне адекватная реакция на действия финансовой системы страны.

Что касается роста потребительского доверия — это характерная тенденция посткризисных периодов. Это можно было наблюдать как в 2014 году, когда страна преодолела последствия мирового кризиса, так и в 2024-м, когда население почувствовало способность страны противостоять западным санкциям.

Особенно ярко потребительский оптимизм прослеживается среди зумеров, и это объяснимо. Многие считают, что именно миллениалы воспитывают своих детей (то есть сегодняшних зумеров), стараясь максимально оградить их от угроз и негативных проявлений жизни. Однако поддержка даже взрослых детей всегда была характерна для российского общества, это объясняет высокий процент потребительского оптимизма среди молодых россиян: мало того, что они еще не обзавелись грузом кредитов и ответственности перед семьей, так еще и могут опереться на старшее поколение».

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07