МОСКВА, 21 мая 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса об экономических настроениях россиян.
О доходах… |
Экономические настроения — своего рода социальный барометр, показывающий восприятие населением текущей экономической ситуации и ожидания относительно ее развития. Состояние экономики страны определяет в том числе и картину на рынке труда — наличие вакансий, уровень зарплатных предложений, конкуренцию среди кандидатов. От этих факторов зависят шансы и перспективы быстро найти желаемую должность с привлекательными условиями оплаты. ВЦИОМ выяснил, что сегодня в российском обществе сложились достаточно пессимистичные настроения относительно возможности легко найти работу с желаемой зарплатой. Только треть опрошенных (31%) считают, что сделать это скорее легко. В то же время большинство (58%) испытывают сомнения в возможности устроиться на хорошо оплачиваемую должность.
|
Существуют определенные гендерные и возрастные различия в оценках. Мужчины (36%) оптимистичнее смотрят на перспективы трудоустройства с желаемым окладом, чем женщины (27%). А больше всех уверены в возможности найти работу под свои зарплатные ожидания старшие миллениалы (38%), находящиеся на пике своей трудовой активности и карьерного роста. Более позитивный взгляд мужчин и лиц 30-40 лет может объясняться их большей конкурентоспособностью на рынке труда, профессиональным опытом и навыками.
Чем выше уровень дохода, тем чаще людям кажется, что существует достаточный выбор вакансий с желаемой зарплатой, среди высокодоходной аудитории так думают 57% (vs. 16% в группе с низкими доходами). В то же время в противоположной низкодоходной группе подавляющее большинство уверено в невозможности легко найти работу с желаемым уровнем оплаты (79% vs. 32% в группе с хорошим материальным положением). Такая поляризация мнений может объясняться разными факторами. Люди с высокими доходами, как правило, обладают более высоким уровнем образования и квалификации, большим опытом, широкими профессиональными связями. Это позволяет им быть более конкурентоспособными и уверенными в своих возможностях на рынке труда.
Говоря о том, как изменился уровень зарплат в последние пару лет, россияне в равной степени отмечают как рост зарплат у большинства наших сограждан (37%), так и отсутствие каких-либо изменений (38%). Гораздо реже звучит мнение о снижении уровня оплаты труда (16%). Иными словами, в обществе нет единого мнения относительно изменения уровня зарплат в последние годы. При этом положительная динамика в оплате труда заметно превалирует над отрицательной. С большей уверенностью о росте зарплат говорят старшие миллениалы (41%) и поколение оттепели (47%). Тогда как младшие миллениалы, те, кто с большой долей вероятности находится в начале карьерного пути, в 29% случаев указали на снижение зарплат россиян.
|
Еще один важный фактор, влияющий на оценку динамики заработных плат в стране, — уровень материального достатка. Чем он выше, тем оптимистичнее настроены опрошенные. «Богатые» почти в два раза чаще граждан с низкими доходами говорят о росте зарплат — 52% и 23% соответственно. Тогда как низкодоходная аудитория в четыре раза чаще видит снижение зарплат (35% vs. 9% среди высокодоходной аудитории). Такой разброс оценок может объясняться тем, что более обеспеченные люди склонны позитивнее оценивать экономическую ситуацию через призму своего благосостояния. Возможно также, что среди обеспеченных слоев больше тех, чья зарплата действительно росла в последние годы, чего не могут сказать о себе граждане с плохим материальным положением.
расходах… |
Один из индикаторов экономической ситуации — готовность населения к крупным покупкам. Решение о крупной покупке, как правило, основывается на потребительском оптимизме, уверенности в собственном материальном положении и общем оптимистичном восприятии текущей экономической ситуации. Как показал майский замер ВЦИОМ, треть россиян считают, что сейчас хорошее время для совершения крупных покупок (31%), обратного мнения придерживаются 46%. Индекс потребительского доверия[1] достиг максимума за последние 10 лет — 44 пункта. В 2014 г. он составлял 52 пункта, после чего колебался в разные годы в диапазоне 27-42 пункта.
|
Изначальный уровень материального благополучия — главный фактор готовности к крупным покупкам. Каждый второй в группе с хорошим материальным положением считает настоящее время хорошим для таких приобретений, этот показатель в низкодоходной аудитории ниже более чем в три раза (51% и 15% соответственно).
кредитах… |
Активность населения в сфере кредитования служит показателем уверенности в перспективах личного материального положения, потребительского оптимизма, а также доверия к финансовой системе и экономике в целом. Больше половины россиян (66%) не уверены, что сегодня хорошее время для оформления кредита. Иначе считают 12%, это меньше в сравнении с прошлым годом на 4 п.п. (2023 г. — 16%). Индекс кредитного доверия[2] в мае составил 28 пунктов, годом ранее он был чуть выше — 31 пункт, последний раз до 40 пунктов отметка доходила в 2014 г. После валютного кризиса 2014-2015 гг. он менялся нелинейно, то снижаясь до 19 пунктов в 2016 г., то увеличиваясь до 31 пункта в 2023 г. В целом текущие данные указывают на преобладание осторожности среди россиян в отношении кредитования.
|
Есть несколько возможных причин, почему индексы потребительского доверия и кредитного доверия демонстрируют разнонаправленную динамику в последний год: рост доходов населения, но неготовность при этом брать долговые обязательства; изменение кредитной политики банков (рост процентной ставки); влияние инфляции и другие. В целом на представленные индексы влияют разные факторы. Рост потребительского оптимизма может быть связан с текущей стабилизацией экономики, а осторожность в кредитовании объясняется рисками и недоверием к будущей ситуации с финансовой системой.
|
…и предпринимательской активности |
Одним из показателей общего состояния экономики является активность бизнеса, рост предложений товаров и услуг для населения. В условиях экономического роста, стабильности и благоприятного инвестиционного климата предприниматели чувствуют себя увереннее и расширяют бизнес. Четверо из десяти россиян (43%) отмечают, что по месту их жительства за последний год стало больше новых магазинов, кафе, товаров и услуг. Практически столько же (45%) не заметили изменений. На некоторое свертывание предложений для населения со стороны предпринимательского сообщества указали 11%.
|
В небольших городах и сельской местности население чаще замечает рост предпринимательской активности по сравнению с жителями мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург — 30%, населенные пункты с численностью населения до 100 тыс. чел. — 51%, село — 44%). Это может быть связано с относительно высоким уровнем насыщения рынка товарами и услугами в мегаполисах, где конкуренция очень высокая, а новые игроки с трудом выходят на рынок. Тогда как в небольших населенных пунктах предприниматели успешнее занимают свободные ниши.
|
[1] Индекс потребительского доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для совершения крупных покупок. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас — хорошее время, чтобы делать крупные покупки, или нет?» Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» — 0,1, «Затрудняюсь ответить» — 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для крупных приобретений. Подробнее о динамике показателя см. https://wciom.ru/ratings/indeks-potrebitelskogo-doverija.
[2] Индекс кредитного доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для кредитования. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас хорошее время, чтобы брать кредиты, или нет?». Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» — 0,1, «Затрудняюсь ответить» — 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для взятия кредита. Подробнее о динамике показателя см. https://wciom.ru/ratings/indeks-kreditnogo-optimizma-doverija.
По данным Росстата, рост ВВП России в 2023 году составил 3.6%. По итогам первого квартала 2024 года, Росстат отчитался о росте в 5.4% в годовом выражении. При хороших макроэкономических данных ЦБ сохраняет умеренно консервативную политику, чтобы не перегревать экономику и сдерживать инфляцию, составившую, по данным Росстата, по итогам первого квартала 2024 года в годовом выражении 7.72%. Текущая ключевая ставка ЦБ составляет 16%.
В условиях умеренно консервативной политики ЦБ граждане демонстрируют умеренно консервативное кредитное поведение. По данным опросам ВЦИОМ, 12% граждан считают, что сейчас хорошее время брать кредиты. Для сравнения в 2022 году, ознаменовавшемся введением масштабных западных санкций против российской экономики, демонстрирующих интерес брать кредиты было всего 6%. Их число значимо выросло в 2023 году до 16%, когда стало понятно, что западная санкционная политика в отношении России провалилась, и что российская экономика перешла к росту. Сейчас мы видим небольшое замедление в «кредитном энтузиазме», но это ровно зеркальное отражение прагматичного подхода ЦБ к борьбе с инфляцией.
По классике экономической теории, в периоды замедления экономики граждане «включают» сберегательное поведение – меньше интересуются кредитами и снижают интерес к покупке предметов длительного пользования (электроники, бытовой техники, мебели). Как только экономика начинает демонстрировать рост, тренд разворачивается в обратную сторону. Так, если в 2022 число считающих, что сейчас хорошее время делать крупные покупки составляло 13%, то в 2023 году их уже было 28%, а в 2024 году – 31%. Такую динамику можно охарактеризовать как «осторожные зеленые ростки» в потребительском поведении. Но осторожность потребителей коррелирует с осторожностью ЦБ, стремящегося не допустить разгона инфляции и, следовательно, сохранить подтверждаемый статистикой рост реальных располагаемых доходов населения (по данным Росстата, за 2023 год он составил 5.4%).