Развитие внутреннего туризма, ускорившееся еще в период пандемии, переходит в разряд ведущих инфраструктурных приоритетов страны. Особого внимания в этой связи заслуживает сфера кемпингов и автотуризма. Как выяснил ВЦИОМ, главными преимуществами автомобильных путешествий россияне считают свободу передвижения (49%), экономию средств (27%), комфорт и удобство передвижения (22%). В каком состоянии находится эта индустрия и на кого она ориентирована, что делают власти и участники рынка для развития этого относительно нового для России тревел-формата — в экспертизе ВЦИОМ.
Семейный формат
Эксперты, принявшие участие в дискуссии ВЦИОМ на тему «Индустрия кемпингов и автотуризма – её роль в развитии массового, доступного и комфортного туризма в России», выделяют несколько видов кемпинга: классический кемпинг, предполагающей отдых на природе (чаще всего в палатке, в собственном автодоме или с автоприцепом, со всем необходимым туристическим оборудованием) при наличии базовой инфраструктуры; глэмпинг — единение с природой в комфортных условиях и наличие дополнительных услуг для отдыха; кемпстоянки, которые могут быть частью иных объектов. Конечно, комфортная инфраструктура, оборудованные стоянки и приличные санитарные условия нужны всем путешественникам.
На машине по России чаще всего путешествуют те, для кого это удобнее или дешевле: чем покупать дорогие билеты на всех членов семьи и томиться в пересадках, легче всем вместе сесть в автомобиль и отправиться в путешествие, следуя собственному графику и в своем темпе. Директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин подтверждает: основным субъектом российского автотуризма является семья с детьми. «С учетом этой аудитории необходимо продумывать соответствующую инфраструктуру», — отметил Родин. При этом большое количество туристов отправляются на машине не для того, чтобы сэкономить, а чтобы получить больше впечатлений, и готовы за это платить.
Участники дискуссии этот тренд детализируют: действительно, среди автопутешественников преобладают семейные люди, чаще всего с детьми, а многие берут с собой в дорогу и домашних питомцев. Эти обстоятельства уточняют запросы путешественников: людям нужны крытые и открытые детские площадки, прогулочные зоны в рамках придорожной инфраструктуры, не говоря уже о базовых потребностях: принять душ, купить необходимые вещи и продукты, зарядить устройства.
«Автотуристы — это чаще всего семья. Нужно не просто время для того, чтобы семья комфортно сходила в туалет или что-то купила в магазине, нужны детские площадки и внутри павильона, так как мы путешествуем круглый год, и уличные детские площадки. Кроме того, более 60% автотуристов путешествуют с домашними животными. Есть запрос на площадки для выгула животных. Молодые семьи тоже путешествуют, поэтому в составе придорожных комплексов актуальна комната матери и ребенка», — отметил в ходе дискуссии президент «Лиги караванеров», руководитель Специализированной секции по автомототуризму, развитию глэмпингов и кемпингов, караванингу экспертного совета по туризму Государственной Думы РФ Андрей Артюхов.
Кто будет развивать инфраструктуру
Дмитрий Голиков, член Консорциума участников «Индустрии кемпингов и автотуризма», подчеркивает: улучшать условия для автотуризма следует общими усилиями — над этими задачами должны работать и власти, и бизнес (который заинтересован в увеличении спроса на специализированную технику, учитывая готовность россиян тратить на отдыхе все больше денег) и, разумеется, сами туристы. Консорциум был создан как раз для того, чтобы объединить усилия по развитию автотуризма. «Это новое объединение, в которое входят как представители отраслей, напрямую связанных с индустрией кемпингов, так и смежных, например сельского хозяйства, креативных индустрий и др. Вместе мы должны формировать консолидированную позицию по дальнейшему развитию индустрии», — отметил Голиков.
По сведениям Голикова, объемы автотуризма могут быть значительно недооценены: всё больше людей путешествуют не на специально оснащенных, а на обычных автомобилях. Те, кто не имеет своего автомобиля, берут машину в аренду. Потребности таких путешественников следует учитывать и региональным властям, и местным предпринимателям, ведь люди в дороге не только готовы платить деньги за пользование инфраструктурой, но и формируют в России новый мощный туристический тренд. «На уровне субъектов есть стереотип, что автотуристы — это некие странные личности с котелками и палатками, которым ничего не нужно. Однако в действительности эти люди формируют новую огромную аудиторию внутреннего туризма, которая в своем путешествии ищет не дешевизны, а прежде всего новых впечатлений. Регионам следует лучше узнать эту аудиторию, а нам — наладить межведомственное взаимодействие для развития инфраструктуры», — считает Голиков.
Эту мысль отчасти подтвердил Кирилл Родин: среди прочего, россияне выбирают автопутешествия также благодаря возможности разумно распределить финансовые затраты, при этом суммы, которые сограждане в целом планируют тратить в отпуске, только растут. «В этом году россияне сказали, что собираются на одного человека из компании, которая поедет отдыхать, потратить около 54 тысяч рублей. Это определенный финансовый рекорд, чек растет», — отметил Родин.
Андрей Артюхов, в свою очередь, подчеркнул важность формирования устойчивой регулирующей базы для кемпингов и глэмпингов, которые в том числе будут прояснять вопросы капитального/некапитального строительства и вытекающих отсюда обязательств предпринимателей. В существующей ситуации правовой неопределенности не каждый участник индустрии захочет инвестировать средства в развитие таких объектов.
Вместе с тем повышенное внимание к экологическому туризму, включая кемпинг и его разновидности, уделяют и на федеральном уровне. О работе в этом направлении рассказала заместитель директора ФГБУ «Росзаповедцентр» Минприроды России, курирующая направление туризма и спецпроекты на особо охраняемых природных территориях, Ксения Абрамова: «Уже 1 сентября этого года вступает в силу 77 Федеральный закон, которым определены единые основы правового регулирования организации туризма на особо охраняемых природных территориях. Федеральным законом были внесены масштабные изменения, призванные сформировать единый принцип общего регулирования и организации туризма на таких территориях. Первое — внедрение системы планирования в части разработки планов рекреационной деятельности национальных парков. Далее: установление правового механизма оформления правовых отношений между органами госвласти, учреждениями на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и инвесторами путем заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности. Третье — определение перечня объектов с целью строительства, реконструкции или капитального ремонта при осуществлении рекреационной деятельности. Четвертое — установление дифференцированных подходов проведения торгов при предоставлении земельных участков для осуществления рекреационной деятельности. Следующий пункт — устранение имеющихся противоречий при осуществлении рекреационной деятельности в связи с одновременным действием режимов ООПТ и ОЭЗ. ОЭЗ — режим особой экономической зоны. У нас, например, оба этих режима действуют в Тебердинском нацпарке. Следующая часть изменений — введение переходного периода для действующих арендаторов земельных участков на особо охраняемых природных территориях, в течение которого им будет необходимо заключить соглашение об осуществлении рекреационной деятельности».
Эксперт детально рассказала о планах формирования объектов на особо охраняемых природных территориях. «В национальных парках можно будет строить объекты для временного размещения посетителей: гостиницы, отели, дома отдыха, лагеря и базы отдыха. Также неизменными остаются объекты культурного и экологического просвещения (информационные центры, музеи, демонстрационные вольеры), появится возможность размещать пункты общественного питания и бытового обслуживания (здания ресторанов, кафе, пункты питания, киоски), объекты для организации и осуществления передвижения посетителей (бугельные подъемники, канатные дороги, причалы и лодочные станции). Объекты для обеспечения личной гигиены посетителей (душевые кабинки, кабины для переодевания и туалеты, санблоки).
Экологические тропы, сельский туризм
Развивать инфраструктуру на особо охраняемых территориях, по мнению Абрамовой, следует в разумном и познавательном ключе: расширение туристического потока необходимо, но оно не должно нанести урон природе. Также, как считает эксперт, российскую индустрию кемпинга поддержит развитие экологических троп и тематических маршрутов — то направление, над которым активно работает ведомство. Часть таких маршрутов уже разработана.
«Экологические тропы и туристические маршруты — важный элемент инфраструктуры для развития экологического туризма. Задачи, которые стоят перед особо охраняемыми природными территориями, это формирование актуальных и интересных маршрутов, способствование улучшению транспортной доступности к территориям заповедников и национальных парков, по которым будут пролегать данные маршруты. И, разумеется, улучшение инфраструктуры: гостевые дома, зоны отдыха, отдельно — зоны для автотуризма. В качестве примера могу привести военно-исторический маршрут вдоль линии фронта ВОВ в нацпарке “Смоленское поозерье”. В ходе этого маршрута туристы могут увидеть немало крайне интересных военно-мемориальных комплексов и объектов. Еще один пример — автомобильный кольцевой маршрут в окрестностях соленого озера Баскунчак на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника. Сейчас мы активно продвигаем и будем развивать автомобильный туризм, который будет проходить сквозь несколько национальных парков и заповедников на территории Кавказа. В конечном счете весь Северный Кавказ можно будет объединить единым маршрутом на несколько недель. Я думаю, это очень понравится нашим туристам, но только если все будет грамотно и детально продумано. Уже в следующем году сможем увидеть результат, реакцию туристов на нововведения», — рассказала Абрамова.
Председатель Российского союза сельской молодежи Дмитрий Пекуровский, в свою очередь, отметил важность создания туристических точек притяжения в сельской местности: это создаст дополнительные маршруты для любителей популярного в последнее время агротуризма и поддержит фермеров, жителей этих территорий. Кстати, на развитие агротуристических локаций можно получить грантовую поддержку от государства. «Министерство сельского хозяйства продолжает деятельность в сфере агротуризма. Действующая сейчас грантовая поддержка позволяет получить сельхозтоваропроизводителям средства в размере до 10 млн рублей в зависимости от количества собственных вложенных средств. Их можно направить на создание средств размещения, так необходимых для туристов и автотуристов, объектов питания, благоустройства, оборудования различной техникой. Вот таким образом грант “Агротуризм” планомерно развивается. Это пилотная мера поддержки, которая показывает свою востребованность: в прошлом году грантовую поддержку получили более 50 проектов, в этом году — более 70. В рамках своей деятельности мы стараемся помогать таким фермерским хозяйствам позиционировать себя максимально открыто и современно, учитывая растущую популярность агротуризма», — отметил Пекуровский.
По мнению эксперта, агропредпринимателям бывает непросто выделить в своем проекте ту изюминку, тот потенциал, который привлечет туристов. С этим может помочь формирование комплексных туристических маршрутов, включающих посещение ярких локаций на сельских территориях.
Дмитрий Голиков соглашается с важностью комплексного подхода в развитии автотуризма: нужна и инфраструктура, и создание новых точек притяжения. «Что значит развивать автотуризм? Дать каждому по машине и по безлимитной топливной карте? Наверное, это разовьет туризм, но инфраструктура не добавится. Поэтому мы говорим, что необходимы комплексные коллективные работы по формированию условий создания доступной, безопасной и качественной инфраструктуры, а кемпинги и кемпстоянки как раз могут и должны таковыми являться», — уверяет эксперт.
Придорожная инфраструктура
Чрезвычайно важная составляющая развития автотуризма, по мнению участников дискуссии ВЦИОМ, — развитая придорожная инфраструктура. Для автотуриста смысл путешествия состоит не столько в достижении конкретной точки, сколько в самой поездке — по ровной дороге, в окружении красивой российской природы и с возможностью пользоваться всеми современными удобствами. По данным опроса ВЦИОМ, придорожной инфраструктурой для автотуристов в той или иной степени удовлетворены 71% россиян, имеющих опыт путешествий на машине, неудовлетворены 26%, или каждый четвертый.
Островки такой инфраструктуры можно развивать на уровне заправок, тем более что это позволит владельцам АЗС получать дополнительную прибыль. В то же время не всем предпринимателям хватает опыта, чтобы создать на базе заправок качественную инфраструктуру: на помощь здесь должно прийти экспертное сообщество.
«Без заправок никуда. Но ощущается недостаток квалификации у собственников АЗС, которые решили на базе своего объекта развить какую-то серьезную придорожную инфраструктуру. И, конечно, здесь очень важно, чтобы была некая агрегация лучших решений, чтобы был круг экспертов, которые помогут, проконсультируют. Замечательно, что сегодня дискуссия разворачивается на площадке ВЦИОМ, потому что катастрофически не хватает данных и каких-то аналитических материалов, статистических материалов, на которые можно было бы опираться, делая какие-то прогнозы или планируя развитие придорожной инфраструктуры», — считает президент Союза независимых участников национального топливного рынка «Независимый топливный союз» Павел Баженов.
Как уточнил Баженов, электрозаправочная инфраструктура нуждается в дополнительном внимании: за пределами Москвы ее практически нет, хотя электротранспорт становится все более популярным.
Участники дискуссии, обсуждая инструменты, способствующие появлению качественных объектов туристской инфраструктуры, особо отмечали франчайзинг. Сергей Рак, заместитель директора Российской ассоциации франчайзинга, рассказал о существующих инструментах. Это, во-первых, возможность принять существующую концепцию для создания успешного объекта, даже не имея достаточного опыта. Во-вторых, можно создать собственную работающую концепцию и масштабировать ее, используя франчайзинг, на всей территории России.