МОСКВА, 18 июля 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, посвященного теме автотуризма.
Новый тренд развития туризма |
Природа России удивительна и многогранна. Покупка тура — далеко не единственный способ насладиться бескрайними просторами нашей страны. Порой для этой цели идеально подходит автотуризм, получивший серьезный импульс к развитию в период пандемии. По результатам майского опроса, более трети россиян за последние пять лет совершали туристические поездки на автомобиле (39%). Несмотря на расширение услуг по аренде транспортных средств, пока россияне отдают предпочтение собственному автомобилю (35%), арендованным — только 4% (в группе 25-34-летних — вдвое больше (8%)).
Опытом автомобильных путешествий чаще могут похвастаться мужчины (43% vs. 35% женщин). Автотуристов в России также отличает наличие высшего образования (48%) и несовершеннолетних детей (49%), хорошее материальное положение (50%) и проживание в одном из следующих федеральных округов: Северо-Западном (45%), Южном (46%) и Дальневосточном (47%). |
Гибкость, экономия и комфорт |
Автотуризм позволяет посетить не только популярные туристические направления, но и самые отдаленные и труднодоступные уголкки страны. Впрочем, это далеко не единственный аргумент в пользу «отпуска за рулем». Ответы российских автопутешественников (доля группы — 39%) о преимуществах таких поездок можно объединить в следующие шесть групп:
- свобода и гибкость передвижения («куда захотели, туда и поехали / возможны остановки или смены маршрута» — 49%, «можно путешествовать в любое время» — 17%, «мобильность / доступность» — 12%, «независимость от каких-либо факторов» — 11%, «возможность добраться в труднодоступные места» — 3%);
- экономия денег и времени («более экономно / бюджетно / дешевле» — 27%, «билеты дорогие» — 1%, «быстрее можно перемещаться / добираться» — 5%);
- комфорт («более комфортно / удобно передвигаться» — 22%);
- больше возможностей («больше можно увидеть / посетить / красота природы» — 16%, «возможность взять большее количество вещей» — 6%, «возможность переночевать в автомобиле», «животных можно взять с собой», «больше возможностей (без уточнения)» — по 1%);
- окружение в поездке («едешь с родственниками / друзьями / приятное общение» — 6%, «знакомство с новыми людьми» — 1%);
- личные предпочтения («нравится путешествовать на автомобиле» — 2%, «весело / интересно» — 2%, «получаю удовольствие / наслаждаюсь» — 1%).
Таким образом, в топ-3 преимуществ автомобильных путешествий вошли: свобода передвижения (49%), экономия средств (27%), комфорт и удобство передвижения (22%).
Ответы автотуристов различаются по полу и возрасту:
|
Без чего не обходится отпуск на машине? |
Отдых на природе и посещение экскурсий, достопримечательностей — главные составляющие путешествий для российских автотуристов (67% и 62% соответственно в группе имеющих опыт таких поездок). Более половины опрошенных также отметили, что дальние поездки на машине не обходятся без пляжного отдыха на море (57%). Еще 43% посещают храмы, соборы и другие религиозные места (среди представителей старшего поколения 60+ лет — 60%), 39% не представляют путешествия без знакомства с местной кухней (среди молодежи 18-24 лет — каждый второй (48%)). Активный досуг — поездки на мероприятия, фестивали, концерты и др. — выбирает каждый четвертый (25%), примерно столько же, напротив, предпочитают тихий и спокойный отдых в кемпинге (23%). Экстремальные виды отдыха привлекают еще 18%. Наконец, посещение родственников и друзей в автопутешествии почти не пользуется популярностью (3%).
Предпочтения российских автотуристов по формату отдыха варьируются в зависимости от региона проживания. Отдых на море ближе жителям Южного (72%) и Дальневосточного (85%) федеральных округов, посещение храмов, соборов — жителям Центрального федерального округа (53%). Жители Северо-Кавказского федерального округа чаще других предпочитают гастрономический туризм (66%), а сибиряки — отдых на природе (88%), в кемпинге (45%), поездки на мероприятия (38%) и по экстремальным местам (34%). |
Если водитель устал |
Возросшая популярность внутреннего туризма в целом и автопутешествий в частности стала катализатором развития соответствующей инфраструктуры. В результате реализации концепции развития объектов дорожного сервиса на трассах России появились современные многофункциональные придорожные комплексы — зоны отдыха, кафе, магазины, мотели и пр. На сегодняшний день придорожной инфраструктурой для автотуристов в той или иной степени удовлетворены 71% россиян, имеющих опыт путешествий на машине, неудовлетворены 26%, или каждый четвертый.
Уровень удовлетворенности придорожной инфраструктурой варьируется в пределах от 63% до 75% в зависимости от региона проживания. Максимальная доля «полностью довольных» зафиксирована в Сибирском федеральном округе (26%), минимальная — в Северо-Западном и Южном (по 8%). |
Что мешает путешествовать на автомобиле? |
На основе ответов россиян можно сделать вывод, что препятствиями для такого вида путешествий служат внутренние барьеры (то есть зависящие от самого человека). В первую очередь речь идет о различного рода дефицитах и ограничениях. Наиболее распространенная причина отказа от туристической поездки — отсутствие автомобиля (36% в группе тех, кто не был в автомобильном путешествии за последние пять лет). Второй по популярности ответ — отсутствие денег (20%). На третьем месте сразу два аргумента против подобного формата путешествий — отсутствие времени (13%) и водительских прав (12%). Болезнь, состояние здоровья — решающий фактор отказа от автотуризма для 9%, по 6% назвали возраст, высокую стоимость бензина и предпочтение другого вида транспорта (самолет, ж/д и пр.).
От молодежи 18-34 лет чаще звучали такие аргументы, как отсутствие водительских прав (18-24 лет — 22%, 25-34 лет — 20%) и высокая амортизация автомобиля (по 8%), от россиян 25-44 лет — наличие маленьких детей (25-34 лет — 8%, 35-44 лет — 6%), от представителей старшего поколения — болезнь / состояние здоровья (16%) и возраст (16%). |