Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Здравоохранение
Фото: Олег Елков/ТАСС

Доктор на связи: как в России развивается телемедицина

Цифровые технологии стремительно вторгаются даже в самые сакральные сферы нашей жизни — например, взаимоотношения с лечащим врачом. Телемедицинские консультации постепенно становятся обычным делом для наших сограждан: недавнее исследование показало: 64% россиян (среди тех, кто знает о таком явлении) допускают обращение за дистанционной консультацией врача по телефону или через интернет. Как и при каких условиях телемедицина может стать подспорьем для здравоохранения, выяснял Аналитический центр ВЦИОМ.

Исследование Аналитического центра ВЦИОМ показало, что доля пользователей телемедицины за последние пять лет выросла с 8 до 22% (среди аудитории, информированной о таких возможностях). Как считают эксперты, огромную роль сыграла пандемия — распространение COVID-19 со всеми вытекающими последствиями в виде самоизоляции и введенных властями ограничений, приступов ипохондрии и оправданных опасений за здоровье. В тот период многие научились обращаться за помощью к врачам дистанционно и стали появляться системы такой помощи, регулирующие порядок, правовую основу и оплату консультаций. Как рассказал директор по информационным технологиям сети клиник «Будь Здоров» Алексей Остроушко, востребованность телемедицины и сейчас растет. Чаще всего в удаленном формате обращаются к гинекологам и гастроэнтерологам.

«Востребованность телемедицинских услуг растет (порядка 30--50% год к году), особенно спрос на такие виды услуг увеличивается в летний период, так как люди чаще находятся за городом, без возможности посетить клинику очно. По нашему мобильному приложению мы также отмечаем рост популярности этой услуги. Причем среди основных востребованных специальностей для обращения за консультацией не педиатры, как можно было бы предположить, а гинекологи и гастроэнтерологи», рассказал Алексей Остроушко.

Попасть на прием к лучшему доктору, не выезжая из родного города

Одна из важных социальных задач ДМС — снижение (хотя бы частичное) регионального неравенства в получении медицинской помощи. В большом городе и тем более в столице пациентам доступно самое высокотехнологичное лечение. Возможностей же здравоохранения в отдаленных регионах часто бывает недостаточно для эффективной диагностики и маршрутизации пациента. Телемедицина способна отчасти исправить эту ситуацию: человека не смогут прооперировать онлайн, но зато помогут оценить текущее состояние и результаты исследований, скорректируют терапию, сориентируют по дальнейшим действиям офлайн.

«Возможность получения телемедицинской консультации квалифицированных специалистов — экспертов в своих направлениях — повышает доступность качественной медицинской помощи в регионах. И мы это реализовали в нашей клинике в Усть-Лабинске — небольшом городе, где чуть больше 35 тысяч населения. У жителей теперь есть возможность получить качественную и доступную медицинскую помощь не только в нашей цифровой клинике, но и в формате телемедицинских консультаций — экспертную поддержку лучших столичных специалистов», — поясняет Остроушко.

В телемедицине важна и доступность помощи 24/7. «Например, зачастую у молодых родителей возникают вопросы по поводу здоровья ребенка, которые нужно решить в любое время суток», — отмечает руководитель службы помощи на дому и телемедицины сети клиник «Будь Здоров» Александр Васильев.

Мера поддержки от работодателя

Как рассказывают эксперты, пакеты онлайн-консультаций с докторами все чаще стали включать в программы ДМС. Интересная особенность этого сегмента рынка: зачастую инициатива по ДМС-продуктам исходит от IT-компаний, а не медицинских организаций — иными словами, пляшут от печки в самой современной ее вариации. «Есть игроки рынка, чаще крупные IT-компании, изначально ориентированные на информационные технологии и широкое использование возможностей телемедицины. В свои страховые программы для сотрудников они встраивают возможности телемедицины. А другие компании, например из сферы промышленности, металлургии, телемедицинские сервисы в программы заботы о здоровье сотрудников включают реже, предпочитая офлайн-приемы. Однако в целом мы отмечаем высокую заинтересованность в новых продуктах по телемедицине», — комментирует Алексей Остроушко.

Константин Летц-Орлецов, руководитель проекта «Виртуальная клиника» компании «Ингосстрах», подтверждает: если раньше онлайн-консультации были лишь дополнительной опцией в программах ДМС, то сейчас страховые компании включают телемедицинские услуги в большинство базовых пакетов. «Появились комплексные решения, где онлайн-консультации сочетаются с офлайн-обслуживанием», — поясняет Летц-Орлецов.

В целом эксперты делают большую ставку именно на работодателей: телемедицинские консультации все чаще включаются в программы КСО для сотрудников и в страховые пакеты ДМС. «Телемедицина активно интегрируется в страховые программы, особенно после 2020 года, когда пандемия ускорила этот процесс. Телемедицина становится неотъемлемой частью страховых продуктов, помогая экономить время клиентов и оптимизировать расходы работодателей», — поясняет Александр Васильев.

Впрочем, надо отметить, что IT-гиганты стали развивать комплексные пакеты телемедицинских услуг, ориентированные на внешнюю, массовую аудиторию пациентов.

Будут ли у россиян бесплатные онлайн-консультации с врачами?

Остается одна боль: услуги телемедицины пока доступны только в коммерческом секторе медицины. Платить за консультации по-прежнему имеют возможность не все: здесь можно вспомнить и про пациентов из отдаленных регионов, про пенсионеров и других людей, не имеющих в своем жизненном тылу ответственного работодателя с пакетом ДМС. В то же время бесплатная телемедицина могла бы снять часть нагрузки с учреждений здравоохранения и повысить доступность помощи. По мнению представителя «Ингосстраха», внедрение телемедицинских услуг в систему ОМС создаст единую эффективную систему здравоохранения, способную предоставлять качественную медицинскую помощь независимо от места проживания пациента, что существенно сократит региональное неравенство в доступности медицинских услуг.

«Интеграция телемедицины в систему ОМС является важным шагом для развития современной системы здравоохранения России, поскольку обеспечивает равный доступ к квалифицированной медицинской помощи для всех категорий граждан, особенно в отдаленных регионах страны. Это позволит преодолеть географические барьеры, сократить расходы на транспортировку пациентов и специалистов, а также обеспечит своевременную диагностику и консультации ведущих врачей без необходимости выезда в крупные медицинские центры. При этом важно развивать цифровую инфраструктуру, готовить медицинские кадры к работе в новом формате и обеспечивать стабильное интернет-соединение в удаленных районах», — комментирует Константин Летц-Орлецов.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07