Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Общество
Фото: из личного архива

«Цифра» в школе: может ли отечественный мессенджер решить проблемы цифровизации образования?

Мессенджеры стали неотъемлемой составляющей коммуникации практически во всех сферах нашей жизни. Пандемия и всеобщий дистант подтолкнули цифровую среду к новому этапу развития, особенно остро поставив вопрос о платформах для образования. Согласно данным исследования ВЦИОМ, абсолютное большинство опрошенных школьников старше 14 лет, школьных учителей и родителей учеников 1-11 классов (свыше 95% в каждой из указанных групп) пользуются мобильными приложениями-мессенджерами в учебном процессе. Но говорить о каком-либо едином канале коммуникации, который удовлетворял бы требования всех участников этого непростого процесса, не приходится. Кроме того, внешнеполитическая обстановка тоже диктует свои условия: цифровой суверенитет и создание отечественных продуктов в этой сфере стали вопросами первостепенной важности. О том, что сегодня волнует родителей в вопросах цифровизации образования и какие проблемы может решить отечественный школьный мессенджер — в комментарии Натальи Кравченко, председателя комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты Российской Федерации.

Вопрос цифровизации образования в широком смысле очень волнует родителей. По этому поводу и на площадке Общественной палаты Российской Федерации, и в других ответственных за этот процесс структурах уже на протяжении нескольких лет ведутся горячие дискуссии. Надо признать, что в период пандемии мессенджеры стали кратно больше использоваться в сфере образования, потому что возникла потребность обмениваться материалами дистанционно. Если раньше все решалось в процессе очного урока, то в период, когда все мы были на дистанте, приходилось приспосабливаться. И после окончания этого периода наша жизнь уже не вернулась в прежнее русло, в школе стали активно использоваться те инструменты, которые раскрыли себя в период дистанционного обучения, — цифровые инструменты.

Для родителей в вопросе цифровизации образования важны три аспекта, и исследование ВЦИОМ это подтвердило: удобство, безопасность и определенный функционал. Аспект удобства всеми воспринимается по-разному: кому-то комфортнее, чтобы все было в одном пространстве — личная переписка, рабочая и учебная. Сейчас у всех родителей с десяток чатов, связанных с обучением и развитием их детей. В этой ситуации так или иначе пытаешься защититься от наплыва информации, но при этом всегда возникает риск пропустить какие-то важные сообщения. Вдруг ты не увидел, что весь класс собирается на экскурсию, и твой ребенок не попал, потому что ты вовремя не обратил на это внимание: переписка просто растворилась в череде сообщений. И с этой точки зрения выделение в одну зону информации, связанной с детьми и их учебой, было бы ценным и полезным. Человек понимает, что вся информация находится в одном месте, он может просто зайти туда пару раз в день и узнать нужное. Кроме того, есть уведомления, которые позволяют обратить внимание на информацию срочного характера.

Сегментирование сфер жизни действительно позволяет нам отделить рабочее от частного и более сбалансированно настроить свое время. Функционал школьного мессенджера должен позволять делать все в одном пространстве: выполнить задание, поставленное учителем, передать материалы, решить организационные вопросы и так далее. Развитие отечественного мессенджера под задачи образования может решить ряд острых вопросов и «болей» родительского сообщества и учителей: сделать коммуникацию для всех участников образовательного процесса удобной, эффективной, безопасной и в то же время освободить ресурсы для нормальной человеческой жизни.

Если говорить про погружение детей в цифровую коммуникацию, важно отметить, что сегодня уже в начальной школе дети вынуждены активно использовать чаты и социальные сети. И для родителей возможность перенести школьную переписку в отдельное пространство позволила бы отсрочить интеграцию младших школьников в пространство, которое может содержать помимо учебного содержания все что угодно. Сейчас мы не можем просто сказать своим детям: «удали этот чат», потому что там содержится информация по учебе, но не представляется возможным и как-то фильтровать контент.

Говоря о безопасности, важно отдавать себе отчет, что регистрация в социальных сетях происходит по номеру телефона. Для нас — взрослых людей — не секрет, что по номеру телефона можно отследить перемещения ребенка, определить, где он учится, живет и так далее. Я считаю, что это очень важный аспект. Критически необходимо, чтобы все данные были локализованы внутри страны — только в таком случае наши службы безопасности контролируют доступ к ним. А если они локализованы в рамках иностранных соцсетей и чатов в других пространствах, на которые мы не влияем, дальше надо просто думать, насколько наши дети здесь защищены — да и мы вместе с ними. Поэтому наличие отечественного мессенджера с расширенным функционалом, где можно делить образовательное поле и личное поле, могло бы обеспечить большую безопасность нам и нашим детям. Можно было бы задуматься об этом и раньше, но именно теперь отечественный мессенджер — та самая соломка, которую надо успеть подстелить, как учат нас русские пословицы.

 

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07