Развитие «цифры» все дальше оттесняет другие форматы передачи информации: за пару десятилетий ушли в прошлое бумажные письма, читатели все чаще предпочитают электронную книгу печатной, а чтение новостей практически полностью перешло в интернет. Согласно данным опроса ВЦИОМ, приуроченного ко Дню российской печати, сегодня регулярно читают бумажную прессу только 14% россиян, еще 21% сообщили, что читали ее раньше, но перестали. О том, действительно ли печатная пресса уходит в прошлое, и какая судьба ждет бумажные газеты и журналы – в комментарии Даниила Ермолаева, директора по развития ВЦИОМ-Консалтинг.
Несмотря на то, что все больше жителей России предпочитают читать газеты и новости в электронном формате и, скорее всего, данный тренд продолжит нарастать, утверждать, что бумага полностью исчезнет, было бы опрометчиво.
Во многих небольших населенных пунктах и районных центрах бумажная газета по-прежнему существует наравне и со своей цифровой копией, и с другими источниками информации. Взять хотя бы газету «Наша жизнь» Ардатовского района Нижегородской области или газету «Ленские вести» в Усть-Куте. Во многом это связано с устоявшимися привычками медиапотребления (характерны, как правило, для возрастной группы 45-60+ лет): бумажная газета не просто источник информации, но своеобразный элемент ежедневной рутины — человек знает где ее взять/купить, понимает, как и где он ее прочитает, знает, какие рубрики там увидит, и уверен в том, что новости будут касаться именно его улицы, города, района. Своеобразный ежедневный ритуал.
Корректируются подобные ритуалы сложно и долго, не говоря уже о том, что для этого нужен значимый стимул. Им может стать, например, полное исчезновение газеты в привычных местах ее распространения, принципиальное изменение ее содержания или же ситуация, когда газета не успевает освещать новости так же полно, как иные источники информации. Последнее во многом стало причиной того, почему часть районных газет в Москве не нашла отклика у местных жителей до 35-40 лет — Telegram-каналы, районные чаты, группы в Facebook[i] и VK позволяли узнать новости гораздо раньше, при этом их язык и контент зачастую оказывались ближе аудитории.
Проблема, однако, в том, что у молодежи в возрасте от 18 до 35 лет в принципе не сформирована привычка читать газеты, вне зависимости от того, бумажные они или электронные. Само слово «газета» для них — своеобразный атавизм. Гораздо привычнее обобщающий термин «СМИ». Им обозначаются и «Ведомости», и «Коммерсантъ», и «Комсомольская правда» и др. То есть, по сути, молодой человек или девушка читают электронную версию газеты, но вспоминают, что это газета, только тогда, когда либо видят крупный заголовок в названии, либо направляются за бумажной версией «Ведомостей», чтобы прочитать понравившуюся статью «под замком», поскольку разовая покупка бумажного экземпляра значительно дешевле месячной подписки.
Однако это не означает, что такую привычку нельзя сформировать, правда, это потребует не только серьезной PR-работы по формированию нового образа «газеты» в умах молодежи, но и, возможно, пересмотра привычного нам формата бумажных газет — их оформления, манеры подачи и т.д.
В конечном счете, скорее всего, бумажные версии газет продолжат жить — по аналогии с электронными и бумажными книгами, электронными и бумажными сигаретами. Однако в перспективе 5-10 лет (как минимум в крупных городах) им, с высокой долей вероятности, придется столкнуться с определенным кризисом, который потребует пересмотра привычной бизнес-модели.
[i] Решением Тверского районного суда города Москвы от 21.03.2022 г. деятельность Facebook (принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ) запрещена на территории РФ.