Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Общество
Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Биометрия в жизненных практиках россиян: преодолеть точку недоверия

Биометрические технологии незаметно вошли в жизнь многих из нас. Например, при разблокировке смартфона с помощью отпечатка пальца мы со всей уверенностью используем возможности цифровой идентификации.

Этические аспекты внедрения биометрии уже не первый год являются предметом оживленной дискуссии. Цифровизация персональных данных — неизбежный процесс в современном обществе. В то же время решение о том, как распоряжаться своей биометрией, должно оставаться за гражданином: право россиян отказаться от сбора такой информации закреплено законом.

Судя по данным недавнего опроса ВЦИОМ, наше общество как раз сегодня проходит стадию формирования культуры восприятия биометрических технологий — и привыкания к ним в ежедневном цикле жизни. Как внедрять биометрию так, чтобы она не превратилась в социальный шок, обсуждалось в ходе недавней экспертной дискуссии ВЦИОМ. Основные тренды — в аналитике ВЦИОМ.

Недостаточная информированность …

По данным опроса ВЦИОМ, 34% относятся к биометрии нейтрально (среди молодежи 18—24 лет — 46%), В то же время немалая часть сограждан видит в этом направлении новые сервисные возможности, которые сделают получение различных услуг быстрее и комфортнее, и уверены, что биометрические форматы способствуют лучшей защищенности данных: 27% опрошенных декларируют позитивное отношение к сдаче биометрии. 32% пока не доверяют таким технологиям. Причины — вопрос дискуссионный: как сообщили респонденты, их тревожат вероятность вторжения в частную жизнь, недоверие и отсутствие информации об этих процессах.

Эксперты, принявшие участие в дискуссии ВЦИОМ, в качестве одного из барьеров, мешающих здравому восприятию биометрии в массовом сознании, называют недостаточную информированность населения.

«Технологии развиваются и плотно входят в нашу жизнь. В то же время по направлению биометрии мы должны работать над информированием граждан — в особенности старшего поколения, людей, проживающих в сельской местности. Молодое поколение все же воспринимает эти технологии, что называется, на кончиках пальцев. Мы будем помогать изучать восприятие населением этих технологий», — отметил в ходе дискуссии руководитель Департамента социальных исследований ВЦИОМ Андрей Даудрих.

Этот тезис косвенно подтверждают и данные опроса ВЦИОМ. Далеко не все опрошенные правильно интерпретируют само понятие «биометрия». Часть россиян считают, что биометрические данные тождественны отпечаткам пальцев (17%), внешности (9%) и сетчатке глаза (7%). О том, что биометрия представляет собой систему распознавания человека, известно каждому третьему (31%), в том числе в единичных случаях упоминаются конкретные способы идентификации — распознавание голоса (3%) и анализ ДНК (2%). Чаще других верное определение биометрии («система идентификации личности») дает молодежь: 18—24 лет — 41%, 25—34 лет — 36%.

При этом популярность услуг, связанных с биометрией, только растет: многие россияне пользуются смартфонами с биометрической разблокировкой, по данным экспертов, увеличивается число аутентификаций в банковских сервисах. Очевидно, что на фоне этих процессов будет расти и общий уровень информированности населения: личный опыт пользователей будет дополнять социальная реклама и информация в СМИ.

…со временем компенсируется позитивным клиентским опытом

Цифровые системы идентификации личности облегчают получение услуг, оплату товаров, то есть упрощают нашу ежедневную рутину, что так важно для жителей больших городов, где многие живут на бешеных скоростях. Многие это понимают и, возможно, именно поэтому воспринимают тему биометрии в позитивном ракурсе. Неудивительно, что спрос на биометрические технологии растет в целом — и в России, и в мире.

«Мы можем сделать вывод, что в нашей стране активно развиваются биометрические технологии, они начинают пользоваться спросом и в целом сама технология тоже расширяется. По нашим данным, за последние три года спрос вырос в три раза. Если говорить о мировых масштабах, пользователей биометрических технологий сейчас насчитывается порядка двух миллиардов. Проанализировав рынки разных стран, мы увидели, что крупнейшие игроки создают свои национальные биометрические системы: все должно идти от государства, потому что речь идет о персональных данных граждан, а в данном случае о биометрических персональных данных. В Российской Федерации такие технологии тоже развиваются активно. Первой вехой стал 2006 год, когда в ФЗ № 152 “О персональных данных” было закреплено понятие биометрических персональных данных. После этого в 2009 году была внедрена выдача биометрических паспортов, люди активно их получали, пользовались и до сих пор пользуются. В 2018 году начала применяться биометрия для оказания финансовых услуг, мы стали формировать единую биометрическую систему. В 2021 году она приобрела статус государственной информационной системы и соответствует всем требованиям регуляторов. Мы видим, что спрос на такие технологии в рамках различных сервисов услуг тоже очень широк — от государственных сервисов до финансов, управления доступом (проход в организации, на стадионы или куда-либо еще) и ритейла (оплата покупок, медицины и образования). Российские компании активно развивают собственные биометрические технологии», — отметил врио директора Департамента развития технологий цифровой идентификации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Юрий Шабанов.

О расширении сферы использования биометрии говорил и директор дивизиона «Биометрия» Сбербанка Олег Евсеев. По его мнению, со временем расширению практического использования биометрии будет способствовать позитивный клиентский опыт: люди поймут, что это просто, удобно, быстро и безопасно.

«Мы с 2018 года проводим исследования, касающиеся использования биометрии. В цифрах очень близки (данным ВЦИОМ. — Прим. ред.). Сейчас мы видим, что около 30% клиентов Сбера доверяют биометрической аутентификации. Из тех клиентов, которые хотя бы раз попробовали биометрию в наших услугах, — если хотя бы раз клиент прошел биометрическую аутентификацию, она для него завершилась успешно, — то две трети таких клиентов вернутся к использованию биометрии в обслуживании. Они приветствуют эту услугу. Сейчас мы обслуживаем по биометрии больше 3 млн уникальных клиентов в месяц. Это в большей сложности больше 5 млн операций. И мы верим, что в перспективе биометрия станет услугой массового применения наряду с интернетом, электричеством, отоплением. Как нам представляется, есть два драйвера для развития этого направления. Первый драйвер — создание понятных и доступных физическому лицу частотных услуг. Например, подтверждение личности при обслуживании, биометрический эквайринг, оплата при проходе в транспорт. Должно быть понятное, доступное к применению обслуживание. В таком случае положительный клиентский опыт будет способствовать повышению лояльности к биометрическим технологиям в целом. Второй драйвер — четкие правила работы на уровне страны. Больше 70% наших клиентов считают, что для технологий с таким потенциалом, как биометрия, обязательны единые правила игры, установленные государством. Считаем, что 572-ФЗ полностью решает эту задачу», — такое мнение высказал Евсеев.

Расширение клиентского опыта и здоровый информационный фон вокруг темы позволят развеять многочисленные мифы о биометрии, приближенные к теориям заговора. Как рассказал генеральный директор Центра биометрических технологий Владислав Поволоцкий, заблуждений такого рода витает немало.

«Как мы наблюдаем, много опасений граждан связано с тем, что сдача биометрии тесно связана с системой наблюдения, поиска и визуального контроля людей в больших городах. В то же время опасения эти беспочвенны: законодательная база, в рамках которой функционирует ЕБС, предусматривает иной спектр задач. Кроме того, хранение биометрических данных организовано таким образом, что собственно данные цифровой идентификации личности хранятся отдельно от персональных данных, что еще больше усложняет мошеннические действия. Над развенчанием таких мифов мы должны работать постоянно, чтобы дать возможность в том числе той аудитории, которая нейтрально относится к теме (а это по большой части молодежь 18—24 лет), расширить свой опыт взаимодействия с системами идентификации личности. Это поможет понять, что биометрия — это просто, удобно и безопасно», — убежден Поволоцкий.

Биометрия = безопасность?

Безопасность так или иначе остается краеугольным камнем в теме использования систем идентификации личности. Парадокс: основные доводы как сторонников, так и противников этого нововведения сводятся именно к мотивам безопасности. Ситуация складывается как в известной истории про оптимиста и пессимиста с наполовину полным и наполовину пустым стаканом.

Сторонники считают, что биометрия надежно защищает от разного вида мошенничества и подделки документов. В конце концов, удостоверение личности в бумажном виде подделать можно, а вот специальный снимок роговицы глаза — нет.

Противники фактически переворачивают этот же аргумент на 360 градусов: доподлинно неизвестно, насколько защищены данные для идентификации личности и как они могут быть использованы злоумышленниками, поэтому — ну ее, эту биометрию. От греха подальше. Адептов этой точки зрения понять можно: когда нет полноты информации о системе сбора и хранения данных, особенностях их использования, сложно по умолчанию испытывать доверие к нововведению. К счастью, в органах государственной власти это понимают и готовы рассказывать о мерах по безопасности использования систем идентификации личности.

Как отметил в ходе дискуссии Юрий Шабанов, при анализе систем специалисты всегда стараются быть на три шага впереди потенциальных злоумышленников: возможные пробелы уязвимости нейтрализуются еще до того, как перейдут из теории в практическое воплощение: «Мы как представители государства видим два ключевых аспекта, касающихся обеспечения безопасности. Первый — это хранение данных, оно должно быть максимально безопасным. В этом направлении мы должны идти на три шага вперед злоумышленников, того, что сейчас может происходить с точки зрения мошеннических действий. Это обязательный критерий. И второй — сам процесс распознавания предполагает абсолютную достоверность: система должна достоверно узнать, что напротив находится именно тот человек, который имеет доступ в здание или может получить эту услугу. Мы постоянно ведем работы по улучшению этого сервиса, и я хочу сказать, что российские компании, в том числе Центр биометрических технологий, находятся на топовом уровне в мире и наши технологии востребованы во всем мире. Ключевой задачей для нас является отсутствие возможности утечки таких данных, особенно за границу».

Шабанов обратил особое внимание на важность принятия Федерального закона от 29 декабря 2022 г. № 572-ФЗ, регулирующего использование биометрии. В законе зафиксировано в том числе обязательное хранение биометрических персональных данных именно в государственной системе. Как напомнил эксперт, в ЕБС реализован распределенный принцип хранения данных: в ней размещается биометрия в зашифрованном виде, но паспортные данные или ФИО в ЕБС не хранятся. Поэтому взлом системы бесполезен для злоумышленников — они не смогут воспользоваться обезличенными сведениями. Кроме того, ЕБС защищена в соответствии с требованиями регулятора в области безопасности. Работа с данными граждан строго контролируется законом.

Впрочем, в коммерческом секторе вопросам безопасности также уделяют повышенное внимание — немалая часть технологических инвестиций вкладывается именно в это направление. «Если говорить про уровень инвестиций, то мы, например, инвестируем в безопасность примерно 20—30% средств, когда разрабатываем продукты», — отметил генеральный директор компании VisionLabs Дмитрий Марков.

Марков также рассказал о разнообразии хакерских атак, которые могут отражать системы идентификации личности. Как оказалось, обмануть систему не поможет даже дорогостоящая 3D-маска, имитирующая черты другого человека.

«Атаки на биометрические системы всегда меняются. Это как вирус и антивирус — часто создается новый вид атаки, которому мы должны успешно противостоять. Последнее, что мы видели, это атака с помощью 3D-силиконовой маски, как в фильме “Миссия невыполнима”. Хорошая новость, что стоимость такой атаки достаточно высокая, одна маска обойдется примерно в 350—400 тысяч рублей. В то же время атаки расширяются. Поэтому, на мой взгляд, при совершении крупных сделок, покупке объектов недвижимости, в цифровом нотариате, биометрия может выступать как дополнительный фактор идентификации и защиты, но при этом другие способы также обязательно нужно использовать», — считает Марков.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07