Вопрос безопасности дорожного движения многие годы остается в фокусе внимания россиян. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, основными причинами ДТП наши сограждане считают низкий уровень культуры участников дорожного движения, наличие привилегий у отдельных водителей и мягкость наказаний за нарушение ПДД. При этом особую тревогу в контексте дорожно-транспортных происшествий вызывают дети: именно эту группу россияне выделили как наиболее подверженную риску стать жертвой ДТП. О том, какие факторы в большей степени влияют на уровень безопасности на дорогах и как не стать жертвой аварии — в комментарии Александра Евсина, заместителя руководителя Центра организации дорожного движения Правительства Москвы, начальника ситуационного центра.
На мой взгляд, результаты опроса ВЦИОМ отражают в целом степень понимания гражданами проблем безопасности дорожного движения, которая определяется личным опытом, базовыми озабоченностями граждан и общим медиафоном. Я бы не сказал, что это понимание в полной мере соответствует профессиональной оценке ситуации на дороге. В частности, несмотря на то что в ходе опроса на первое место в группе риска респонденты ставят детей, с точки зрения статистики среди пострадавших в ДТП детей значительно меньше, чем взрослых. По опубликованным данным НИЦ БДД, за 2021 год доля пострадавших детей в возрасте до 16 лет составляет менее 1% от общего количества пострадавших в ДТП. Для сравнения: граждане в возрасте 30-40 лет составляют 27% пострадавших. Россияне так концентрируются на ДТП с детьми или ДТП в результате злонамеренного нарушения правил, потому что такие случаи привлекают СМИ и всегда широко освещаются. «Обычные» же ДТП проходят незамеченными для широкой аудитории, хотя они составляют подавляющую долю. Какие выводы следуют из этого? Мнение, что дети чаще всего страдают в ДТП, продиктовано в первую очередь страхами за детей и отражают степень заботы о них.
Как раз повышенным вниманием и заботой со стороны родителей и органов безопасности движения можно объяснить такой невысокий уровень пострадавших в ДТП детей. Например, малыши вообще не ходят по улицам без родителей, а родители, в свою очередь, идя с ребенком по улице или перевозя его в машине, как правило, значительно внимательнее относятся к требованиям ПДД — и это очень правильно. Естественно, надо продолжать оказывать повышенное внимание вопросам безопасности детей на дорогах, и целью должно быть, чтобы дети вообще не страдали в ДТП.
Следующей группой риска для ДТП респонденты называют неопытных водителей. Как показывают результаты опроса, россияне считают, что чем меньше стаж, тем больше опасность. Однако здесь все сложнее. Действительно, навыки вождения во многом зависят от стажа, но есть нюансы психологической оценки своего умения. Притом что новички объективно водят хуже, они понимают это, поэтому ведут себя значительно осторожнее. Новички чаще получают мелкие царапины, нежели попадают в серьезные ДТП. А вот с опытом водитель обретает уверенность, которая иногда перерастает в необоснованную самоуверенность, начинает переоценивать свои возможности, теряет концентрацию — и в итоге наиболее опасный период в среднем возникает через два-три года после начала вождения автомобиля, в зависимости от того, насколько часто ездит водитель. Вывод здесь простой: необходимо трезво оценивать свои возможности, не лихачить на дорогах, помнить, что автомобиль — это средство передвижения, а не способ показать свою удаль.
А вот главной причиной ДТП респонденты считают низкий уровень культуры вождения. Термин сам по себе неопределенный. Я бы все-таки сказал, что культура вождения в России в целом достаточно высокая. Есть страны с намного более низкой культурой вождения, где на дорогах буквально творится хаос. Кроме того, в России активно развивается система фотовидеофиксации правонарушений на дорогах, и это еще больше способствует соблюдению ПДД.
По опыту Москвы могу сказать, что за редчайшим исключением культура вождения московских водителей весьма высока. Это касается и других крупных городов, в которых я бывал: от Санкт-Петербурга до Ростова и Казани. Водители в целом соблюдают ПДД, имеют степень предупредительности на дорогах, отражающую местный менталитет. Конфликты на дорогах достаточно редки, поэтому я бы не согласился, что проблема в культуре. Более того, большинство ДТП не являются следствием злонамеренного поведения, а потому я не считаю, что у нас слишком мало наказаний или слабый контроль. Хоть у нас и не все штрафы большие, с точки зрения различных экспертов, тем не менее контроль на высоком уровне. Например, в Москве невозможно безнаказанно нарушать правила, а недостаток сумм компенсируется частотой наказания. Поэтому уровень культуры и слабые наказания — не главные проблемы на дороге.
Первая и основная причина аварийности — невнимательность, непредупредительность и непредусмотрительность участников движения. Как водители, так и пешеходы часто отвлекаются от ключевых событий на дороге на чтение смартфона, разговоры, какие-то другие события, не учитывают очевидных обстоятельств в своих действиях в зоне ограниченного обзора и таким образом попадают в тяжелые ДТП. Водитель может отвлечься на смартфон и, будучи в этот момент ослепленным, не увидеть очевидное препятствие на дороге и врезаться в него. То же самое касается и пешеходов: несмотря на то что они, безусловно, обладают приоритетом, все-таки перед выходом на дорогу необходимо убедиться в том, что им ничего не грозит. Многие пешеходы, к сожалению, этого не делают, хотя это простое действие, которое в большинстве случаев полностью исключает попадание в происшествие.
Следующий важный фактор — непонимание степени опасности. В целом это касается высокоскоростных дорог со скоростью движения от 80 км/ч и выше. Люди не понимают, что, останавливаясь в полосе движения скоростной дороги вне зависимости от причины (в результате мелкого ДТП, поломок двигателя, проколов колеса и так далее), они попадают в зону чрезвычайной опасности. Несмотря на обозначение остановившегося автомобиля аварийным знаком и включенную аварийку, создается зона огромного риска, который кратно увеличивается в темное время суток, при дожде, снеге и гололедице. Таким образом, даже небольшое ДТП в полосе движения с высокой вероятностью перерастает в катастрофическое ДТП. Например, это самый частый сценарий ДТП на МКАДе.
Еще одна распространенная причина ДТП — ошибки проектирования организации дорожного движения, провоцирующие на чрезмерно высокие скорости, несоблюдение треугольника видимости и так далее. Это не решается только наказаниями, а требует корректировки подходов к организации дорожного движения. В Москве этот процесс сейчас активно идет. Здесь необходимо понимать разницу в проектировании по отношению к высокоскоростным дорогам и к городским улицам с интенсивным пешеходным и велосипедным движением — они принципиально разные. Если на скоростных дорогах основная задача — максимально исключить любые пересечения транспортных потоков с пешеходными, изолировать все направления, обеспечить высокую скорость движения транспорта, то на городских улицах это сделать невозможно. Поэтому там стратегия совершенно другая: это должно быть спокойное движение, в котором пешеходы могут переходить дорогу по наземным пешеходным переходам, должна быть обеспечена возможность безопасного пересечения улиц пешеходами, велосипедистами. Это правильная настройка светофоров и другие принципы проектирования городского движения, которые известны всем проектировщикам движения.