Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Общество

Дорожно-транспортные происшествия: причины, следствия, профилактика

По мнению каждого второго опрошенного, главная причина нарушений правил дорожного движения — низкий уровень культуры участников дорожного движения.
Фото:
Коротко о главном
  • 67% россиян считают, что наибольшему риску стать жертвой ДТП подвергаются дети-пешеходы; 61% назвали неопытных водителей.
  • Наиболее безопасным видом автомобильного транспорта россияне считают общественный транспорт (48%).
  • Ключевые способы повышения грамотности детей и подростков в вопросах ПДД, по мнению наших сограждан, — личный пример родителей (53%) и введение курса ПДД в школах (48%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 67% россиян считают, что наибольшему риску стать жертвой ДТП подвергаются дети-пешеходы; 61% назвали неопытных водителей.
  • Наиболее безопасным видом автомобильного транспорта россияне считают общественный транспорт (48%).
  • Ключевые способы повышения грамотности детей и подростков в вопросах ПДД, по мнению наших сограждан, — личный пример родителей (53%) и введение курса ПДД в школах (48%).

МОСКВА, 23 ноября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного безопасности дорожного движения и проведенного в рамках спецпроекта с радио «Милицейская волна».

Берегись автомобиля!

Автомобиль всегда был источником повышенной опасности. С увеличением интенсивности движения возрастает и вероятность дорожно-транспортных происшествий. Несмотря на прилагаемые государством усилия, число аварий на дорогах остается высоким, а их последствия затрагивают здоровье и жизнь людей. По данным Госавтоинспекции, в октябре 2022 г. в России было зафиксировано 11 991 ДТП, в результате погибли 1360 человек, из них 65 несовершеннолетних; ранения получили 14 759 человек, в том числе 1989 несовершеннолетних[1]. По мнению россиян, наибольшему риску стать жертвой ДТП сегодня подвергаются дети-пешеходы, так думают 67% наших сограждан, за 15 лет этот вариант стал звучать чаще на 19 п.п. Второй по популярности вариант — неопытные водители транспортных средств — 61%, +27 п.п. к 2007 г. Еще 27% считают, что есть высокий риск оказаться под колесами авто и у взрослых пешеходов (+12 п.п. к 2007 г.). Дети-пассажиры звучат в ответах 13%. За 15 лет россияне стали давать более содержательные ответы, их представления о жертвах ДТП стали более дифференцированы, в 2007 г. на третьем месте был вариант «все в равной степени» (27%), сегодня его называют реже в 9 раз — 3%.

  • Вариант «дети-пешеходы» чаще называют россияне до 44 лет (70%, 78% и 72%), то есть те, у кого с большей долей вероятности в семье есть дети. Они же чаще говорят и о детях-пассажирах (16%, 16% и 15%). В 72% случаев ответ «дети-пешеходы» давали граждане с высшим образованием; в 74% — жители городов-миллионников.
  • О высоком риске попадания в ДТП неопытных водителей чаще говорят жители сельских территорий (67%) и проживающие в Северо-Кавказском федеральном округе (73%).

В вопросах безопасности дорожного движения автомобиль, по мнению россиян, уступает общественному транспорту (31% vs. 48%); такси назвали еще 5%. Личное авто кажется более безопасным молодежи 18-34 лет (48-42%), с возрастом люди чаще называют общественный транспорт, максимум приходится на группу 60+ (59%).

Главная причина ДТП — низкая транспортная культура

За девять лет представления россиян о причинах ДТП изменились, но на первом месте по-прежнему низкий уровень культуры участников дорожного движения — 48% (2013 г. — 47%). В топ-3 причин вошли также наличие привилегий у отдельных водителей (14%) и мягкость наказаний за нарушение правил дорожного движения (12%), этот вариант звучал в 2013 г. чаще — 20%. Постепенно системные, институциональные факторы теряют свою значимость, доминирующим остается личностный фактор — культура участников дорожного движения.

  • Мнение о низкой культуре участников дорожного движения заметно чаще разделяют 45-59-летние, граждане с высшим образованием (по 58%), жители обеих столиц и городов-миллионников (53%), а также жители Уральского федерального округа (56%).
  • О мягкости наказаний говорят преимущественно женщины (15% vs. 9% среди мужчин), россияне до 45 лет (18-24 года — 17%, 25-34 года — 15%, 36-45 лет — 14%), те, кто доволен своими доходами (17%), имеющие неполное среднее образование (20%), а также жители Москвы и Санкт-Петербурга (15%), Дальневосточного федерального округа (20%).

Как повышать транспортную культуру подрастающего поколения?

Профилактика детского транспортного травматизма невозможна без системного формирования транспортной культуры у детей и подростков. Россияне убеждены, что основной метод формирования такой культуры — влияние и личный пример родителей (53%), почти столько же отметили важность введения курса ПДД в рамках школьной программы (48%), то есть главенствующая роль отводится семье и школе. Треть считают, что полезным окажется моделирование дорожных ситуаций, разбор правонарушений на классных часах (27%). Гораздо реже называли видеоигры и приложения для смартфона (10%), специальный контент в СМИ, интернете и социальных сетях (8%), проведение конкурсов среди детей и подростков на тему ПДД (8%), а также создание тематических мультфильмов и настольных игр (6% и 3% соответственно) — эффективность этих мер видится россиянам не такой высокой.

  • О личном примере родителей чаще говорили 25-59-летние (54-56%), граждане с высшим образованием (62%), довольные своими доходами (56%). Чем крупнее населенный пункт, тем чаще звучал этот вариант ответа: его назвали 63% жителей столиц и 48% сельчан.
  • Введение курса ПДД в школах кажется более эффективным мужчинам (53% vs. 44% женщин), жителям населенных пунктов численностью 100-950 тыс. человек (54-52%), а также жителям Дальневосточного федерального округа (61%).
  • Моделирование дорожных ситуаций, разбор правонарушений на классных часах чаще называли сами «недавние школьники» 18-24-летние (40%), а также женщины (32% vs. 22% мужчин).
  • По 14% жителей Москвы и Санкт-Петербурга, а также проживающих в Северо-Западном федеральном округе считают эффективным выпуск видеоигр, приложений для смартфона.

[1] Дорожно-транспортные происществия // Госавторинспекция. URL: http://stat.gibdd.ru.

Илья Ломакин
Эксперт Департамента издательских программ ВЦИОМ

«Сопоставив результаты текущего опроса с данными, полученными ВЦИОМ в 2013 году, нетрудно заметить, что проблема низкого уровня культуры участников дорожного движения не теряет своей актуальности уже много лет. Конечно, как и любые культурные процессы, изменения в так называемой «культуре вождения» идут небыстро. Но как можно этому помочь? К сожалению, простого ответа на данный вопрос нет. Определенно, что проблему низкой культуры поведения на дорогах нельзя решить автономно от вопросов общей культуры, уровень которой у нас достаточно низкий. При этом изменение ситуации на дорогах приносит пользу всем: автомобилистам и пешеходам спасает жизни и уберегает от излишнего травматизма, а государствам сохраняет деньги (ВОЗ утверждает, что ущерб, который страны несут в результате дорожно-транспортных происшествий, достигает 3% от ВВП).

Но как быть с самыми уязвимыми участниками дорожного движения – детьми? Российские школы сегодня немало делают для профилактики транспортного травматизма: уроки ОБЖ и встречи с сотрудниками ГИБДД, тематические классные часы и олимпиады, инструктажи и минутки безопасности, возможности вступить в отряд юных инспекторов движения… Вероятно, весь этот набор есть не в каждой школе, однако введение еще и дополнительного курса ПДД (к чему склоняются 48% россиян), как представляется, может стать не вполне обоснованной нагрузкой на и без того перегруженную систему школьного образования. Тем не менее, при разговоре о профилактике детского и подросткового транспортного травматизма наши соотечественники широко разделяют (53%) представление о важности личного примера родителей, их достойного поведения на дороге. Значимость семьи в воспитании сознательных граждан трудно переоценить, и ситуация с ПДД – не исключение. Так, если родители систематически позволяют себе нарушать правила, никакая пропаганда безопасности на дорогах, введение дополнительного курса ПДД в школах и проч. не смогут воздействовать на ребенка, главный авторитет для которого – родитель. И в этом плане мы невольно снова возвращаемся к вопросу об общей культуре».


23 ноября 2022

11 ноября 2022 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 11 ноября 2022 г.: коэффициент кооперации (КК) = 0,8313; минимальный коэффициент ответов (МКО) = 0,0237; коэффициент достижимости (КД) = 0,1618 .Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом: https://profi.wciom.ru/principy_standarty/korporativnyj-standart-po-izmereniyu-rezultativnosti-oprosov-sputnik-vciom/

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех не состоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Как Вы считаете, кто сейчас на дорогах подвергается наибольшему риску стать жертвой ДТП? Выберите 2-3 ответа

(закрытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

 

2007 г.*

2022 г.

Дети-пешеходы

48

67

Неопытные водители транспортных средств

34

61

Взрослые пешеходы

15

27

Дети-пассажиры

7

13

Водители транспортных средств с большим опытом

4

5

Нетрезвые водители

0

3

Взрослые пассажиры

4

3

Пенсионеры

0

2

Все в равной степени

27

3

Другие категории

7

7

Затрудняюсь ответить

2

2

Как Вы считаете, кто сейчас на дорогах подвергается наибольшему риску стать жертвой ДТП? Выберите 2-3 ответа

(закрытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Дети-пешеходы

67

68

66

70

78

72

65

57

Неопытные водители транспортных средств

61

63

59

63

61

64

63

56

Взрослые пешеходы

27

25

28

32

25

30

24

25

Дети-пассажиры

13

11

16

16

16

15

12

11

Водители транспортных средств с большим опытом

5

5

5

5

10

4

5

4

Нетрезвые водители

3

3

3

1

3

2

2

5

Взрослые пассажиры

3

2

3

4

2

2

2

4

Пенсионеры

2

2

1

0

4

2

1

1

Все в равной степени

3

2

3

2

2

1

3

3

Другие категории

7

8

7

7

5

7

7

10

Затрудняюсь ответить

2

2

2

0

1

1

2

5

Как Вы считаете, каким видом транспорта в настоящее время пользоваться наиболее безопасно?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Общественным транспортом

48

48

48

37

40

41

51

59

Личным автомобилем

31

31

30

48

42

34

28

19

Такси

5

5

5

8

6

7

3

3

Мотоциклом

3

3

3

2

3

2

3

3

Другое

8

8

8

3

7

7

7

11

Затрудняюсь ответить

5

5

6

2

2

9

8

5

Что, с Вашей точки зрения, служит основной причиной нарушения правил дорожного движения?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2013 г.*

2022 г.

Низкий уровень культуры участников дорожного движения

47

48

Наличие привилегий у отдельных водителей

11

14

Мягкость наказаний за нарушение правил дорожного движения

20

12

Плохая организация дорожного движения

18

8

Невнимательность водителей

0

2

Плохие дороги

0

2

Нетрезвые водители

0

1

Незнание правил дорожного движения

0

1

Другое (укажите)

3

7

Затрудняюсь ответить

0

5

Что, с Вашей точки зрения, служит основной причиной нарушения правил дорожного движения?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Низкий уровень культуры участников дорожного движения

48

47

49

35

39

48

58

50

Наличие привилегий у отдельных водителей

14

15

14

12

12

13

13

18

Мягкость наказаний за нарушение правил дорожного движения

12

9

15

17

15

14

10

10

Плохая организация дорожного движения

8

12

6

19

17

9

4

3

Невнимательность водителей

2

1

3

4

3

3

1

1

Плохие дороги

2

3

1

2

2

2

2

1

Нетрезвые водители

1

1

1

2

1

0

1

2

Незнание правил дорожного движения

1

1

1

3

1

1

0

1

Другое

7

8

5

5

6

7

7

7

Затрудняюсь ответить

5

3

5

1

4

3

4

7

Как Вы думаете, что может повысить грамотность детей и подростков в вопросах безопасности дорожного движения?

(закрытый вопрос, до 2-х ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Влияние и личный пример родителей

53

52

53

47

55

56

54

49

Введение курса ПДД в школах

48

53

44

36

45

50

49

51

Моделирование дорожных ситуаций, разбор правонарушений на классных часах

27

22

32

40

27

31

23

24

Выпуск видеоигр, приложений для смартфона

10

9

10

13

11

8

13

7

Распространение специального контента в СМИ, социальных сетях, интернете

8

9

7

13

10

10

6

5

Проведение конкурсов среди детей и подростков на тему ПДД

8

5

10

6

10

7

7

8

Создание тематических мультфильмов, фильмов

6

6

6

11

7

7

6

4

Создание тематических настольных игр

3

3

3

3

7

3

3

2

Ничего

0

0

0

0

0

0

0

0

Другое

5

6

4

3

5

4

4

6

Затрудняюсь ответить

2

1

2

0

0

1

1

4

* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

 

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07