МОСКВА, 23 ноября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного безопасности дорожного движения и проведенного в рамках спецпроекта с радио «Милицейская волна».
Берегись автомобиля! |
Автомобиль всегда был источником повышенной опасности. С увеличением интенсивности движения возрастает и вероятность дорожно-транспортных происшествий. Несмотря на прилагаемые государством усилия, число аварий на дорогах остается высоким, а их последствия затрагивают здоровье и жизнь людей. По данным Госавтоинспекции, в октябре 2022 г. в России было зафиксировано 11 991 ДТП, в результате погибли 1360 человек, из них 65 несовершеннолетних; ранения получили 14 759 человек, в том числе 1989 несовершеннолетних[1]. По мнению россиян, наибольшему риску стать жертвой ДТП сегодня подвергаются дети-пешеходы, так думают 67% наших сограждан, за 15 лет этот вариант стал звучать чаще на 19 п.п. Второй по популярности вариант — неопытные водители транспортных средств — 61%, +27 п.п. к 2007 г. Еще 27% считают, что есть высокий риск оказаться под колесами авто и у взрослых пешеходов (+12 п.п. к 2007 г.). Дети-пассажиры звучат в ответах 13%. За 15 лет россияне стали давать более содержательные ответы, их представления о жертвах ДТП стали более дифференцированы, в 2007 г. на третьем месте был вариант «все в равной степени» (27%), сегодня его называют реже в 9 раз — 3%.
|
В вопросах безопасности дорожного движения автомобиль, по мнению россиян, уступает общественному транспорту (31% vs. 48%); такси назвали еще 5%. Личное авто кажется более безопасным молодежи 18-34 лет (48-42%), с возрастом люди чаще называют общественный транспорт, максимум приходится на группу 60+ (59%).
Главная причина ДТП — низкая транспортная культура |
За девять лет представления россиян о причинах ДТП изменились, но на первом месте по-прежнему низкий уровень культуры участников дорожного движения — 48% (2013 г. — 47%). В топ-3 причин вошли также наличие привилегий у отдельных водителей (14%) и мягкость наказаний за нарушение правил дорожного движения (12%), этот вариант звучал в 2013 г. чаще — 20%. Постепенно системные, институциональные факторы теряют свою значимость, доминирующим остается личностный фактор — культура участников дорожного движения.
|
Как повышать транспортную культуру подрастающего поколения? |
Профилактика детского транспортного травматизма невозможна без системного формирования транспортной культуры у детей и подростков. Россияне убеждены, что основной метод формирования такой культуры — влияние и личный пример родителей (53%), почти столько же отметили важность введения курса ПДД в рамках школьной программы (48%), то есть главенствующая роль отводится семье и школе. Треть считают, что полезным окажется моделирование дорожных ситуаций, разбор правонарушений на классных часах (27%). Гораздо реже называли видеоигры и приложения для смартфона (10%), специальный контент в СМИ, интернете и социальных сетях (8%), проведение конкурсов среди детей и подростков на тему ПДД (8%), а также создание тематических мультфильмов и настольных игр (6% и 3% соответственно) — эффективность этих мер видится россиянам не такой высокой.
|
[1] Дорожно-транспортные происществия // Госавторинспекция. URL: http://stat.gibdd.ru.
«Сопоставив результаты текущего опроса с данными, полученными ВЦИОМ в 2013 году, нетрудно заметить, что проблема низкого уровня культуры участников дорожного движения не теряет своей актуальности уже много лет. Конечно, как и любые культурные процессы, изменения в так называемой «культуре вождения» идут небыстро. Но как можно этому помочь? К сожалению, простого ответа на данный вопрос нет. Определенно, что проблему низкой культуры поведения на дорогах нельзя решить автономно от вопросов общей культуры, уровень которой у нас достаточно низкий. При этом изменение ситуации на дорогах приносит пользу всем: автомобилистам и пешеходам спасает жизни и уберегает от излишнего травматизма, а государствам сохраняет деньги (ВОЗ утверждает, что ущерб, который страны несут в результате дорожно-транспортных происшествий, достигает 3% от ВВП).
Но как быть с самыми уязвимыми участниками дорожного движения – детьми? Российские школы сегодня немало делают для профилактики транспортного травматизма: уроки ОБЖ и встречи с сотрудниками ГИБДД, тематические классные часы и олимпиады, инструктажи и минутки безопасности, возможности вступить в отряд юных инспекторов движения… Вероятно, весь этот набор есть не в каждой школе, однако введение еще и дополнительного курса ПДД (к чему склоняются 48% россиян), как представляется, может стать не вполне обоснованной нагрузкой на и без того перегруженную систему школьного образования. Тем не менее, при разговоре о профилактике детского и подросткового транспортного травматизма наши соотечественники широко разделяют (53%) представление о важности личного примера родителей, их достойного поведения на дороге. Значимость семьи в воспитании сознательных граждан трудно переоценить, и ситуация с ПДД – не исключение. Так, если родители систематически позволяют себе нарушать правила, никакая пропаганда безопасности на дорогах, введение дополнительного курса ПДД в школах и проч. не смогут воздействовать на ребенка, главный авторитет для которого – родитель. И в этом плане мы невольно снова возвращаемся к вопросу об общей культуре».