Как выяснил ВЦИОМ, 38% россиян рассматривают для себя возможность переезда в другой регион России в случае, если поступит привлекательное предложение по работе. Наверное, здесь и стоит искать объяснения эффекта «тающих городов»: мест, откуда уезжает вся молодежь, а общее число домохозяйств год от года сокращается. Но все не так просто, уверены эксперты ВЦИОМ. Люди уезжают не столько в поисках большего дохода, сколько от депрессивной и разрушающей атмосферы в самом городе или селе. Что нужно жителям малых городов для счастья, в каких местах людям хочется остаться и как удержать молодых людей в родном регионе и привлечь к работе на местных предприятиях — читайте в аналитике ВЦИОМ.
Деньги — не главное
В городе N все меньше жителей: старшее поколение постепенно переходит в иной мир, младшее — стремится в кардинально другие измерения, но только в контексте мира нашего: в большие города с парками, велодорожками, торговой инфраструктурой и современными детскими площадками. Словом — в места, где можно прожить относительно комфортную, насыщенную событиями и интересную жизнь. Какова же тогда судьба затухающего родного города — пятачка земли с тремя продуктовыми, школой и памятником Ильичу напротив местного ДК? Собственно, затухать, постепенно двигаясь к полному исчезновению на карте. Если только территорией не займутся вплотную некие «высшие силы». Силой, которая заинтересована в развитии агломерации и удержании молодежи, сегодня все чаще выступает бизнес: у корпораций больше ресурсов на преобразования и есть мотивация это делать — предприятия заинтересованы в молодых кадрах, появлении профессиональной преемственности и трудовых династий. Люди, занятые одним делом всей семьей и удовлетворенные своей работой, — неоценимый кадровый ресурс, это подтвердит любой HR-эксперт.
Впрочем, бизнес-институции сталкиваются с проблемой реализации амбициозных программ по возрождению городов. С чего начать? Почему люди уезжают из города, чего им не хватает? Как убедить перспективных юношей и девушек остаться и попробовать реализовать себя в родном городе? Ответы на эти вопросы искали в ходе экспертной дискуссии ВЦИОМ «Остаться нельзя уехать. Практики бизнеса по сохранению кадрового потенциала территорий присутствия», прошедшей на площадке Общественной палаты РФ.
ВЦИОМ имеет собственную базу стратегических решений в этом направлении: не так давно ВЦИОМ-Консалтинг реализовал масштабный проект для АО «Уральская Сталь», направленный на сохранение и привлечение кадровых ресурсов молодежи для АО «Уральская Сталь» в г. Новотроицке (Оренбургская область). «В ходе исследования мы изучили, каким образом мотивировать молодое население оставаться и работать в городе. Мы хотели понять, почему молодежь уезжает. Узнать требования жителей к городу и их мотивацию при миграции», — отметил в ходе дискуссии директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг Даниил Ермолаев.
По словам Ермолаева, один из главных выводов группы исследователей и консультантов: вопреки устоявшемуся мнению, люди не бегут из малых городов за длинным рублем. Небольшой доход в родном городе для большинства людей не является главной мотивацией для переезда. Уезжают не столько за деньгами, сколько от общей депрессивности локации, ощущения упущенной жизни: молодые мужчины и женщины чувствуют, что в этом месте их дни проходят не так продуктивно, интересно и радостно, как могли бы в более развитой агломерации. Впрочем, уверены эксперты ВЦИОМ, все эти печальные социальные паттерны можно преодолеть, если власть или бизнес на территории населенного пункта проявят ответственность, выработают и качественно реализуют стратегию позитивных изменений.
Что нужно жителям
В первую очередь — чтобы их услышали. «У жителей малых городов на протяжении последних лет складывалось впечатление, что их особо никто не слушает. Накопился определенный синдром обманутых ожиданий. В итоге даже те хорошие социальные проекты, которые сейчас начинают реализовываться, в первое время встречают определенное сопротивление», — считает Даниил Ермолаев. Именно поэтому, по мнению исследователей и консультантов, столь важно вначале понять реальные потребности местного населения.
Не менее важно и качество реализации проектов: дело не только в том, насколько хорошо проработано и исполнено новое общественное пространство — жителей нужно научить его использовать. «Парк может быть построен прекрасно, но нет подходов к нему, нет удобного общественного транспорта рядом. Человек думает: зачем я вообще вышел из дома? Мы обязаны думать о полном цикле работ по проекту», — отмечает Ермолаев.
В свою очередь, об опыте развития городских территорий в Череповце — городе присутствия компании «Северсталь» — рассказал Дмитрий Поярков, начальник управления по КСО и бренду ПАО «Северсталь». По словам Пояркова, самое главное в развитии территории — создать у молодых жителей ощущение того, что они живут в крупном динамичном городе, оставаясь при этом в Череповце. «Для этого очень важны некие локальные изменения. Например, в городе открылся торговый центр «Мармелад». Это произвело сильное впечатление на молодежь. Появилось культурное пространство «Пивзавод», открытое местным бизнесменом, где жителям предложили разные форматы досуга и современное выставочное пространство. Появились парк Серпантин и Советский проспект, которые отреставрировал БФ «Доброта Севера» на средства компании «Северсталь». Сразу там проявился совершенно новый подход к малому и среднему бизнесу, к развитию креативных индустрий. После этого мы начали получать новые данные исследований: у молодежи уже не было таких миграционных настроений. Начали анализировать, а что вообще может мешать развитию креативных индустрий», — рассказал Поярков.
На этом этапе компания, как и многие другие крупные предприятия в развитии территорий присутствия, увидели кризис смыслов, который тормозит дальнейшее развитие города. «В Череповце можно построить два типа карьеры: либо ты металлург, либо ты химик. Наша задача в том, чтобы обогатить эти карьерные треки. Развитие креативных индустрий этому во многом должно способствовать. Еще будет полезно некое большое событие или якорное мероприятие, где собирались бы представители креативных индустрий», — считает представитель «Северстали». Эксперт привел пример одного малого города, который идет этим путем: город Выкса Нижегородской области, где проводится фестиваль современной культуры, уже символизирует устойчивый культурный бренд.
Взаимосвязь развития городской среды и креативных индустрий в региональных центрах и малых городах отметила президент АНО «Креативная экономика» Марина Абрамова.
«Креативная индустрия — это индустрия создателей, людей, которые создают интеллектуальный творческий продукт. Это большой сегмент экономики, во всем мире он занимает порядка 9% ВВП и повышает капитализацию других секторов. В России мы еще в начале пути, но движемся по нему весьма быстро. Сегодня уже никто не сомневается, что без развития креативной экономики Россия никогда не станет конкурентоспособной в мире. Однако большая часть креативных кадров сосредоточена в столице, это происходит по большей части потому, что для развития креативным предпринимателям важна определенная среда. Это сразу несколько составляющих – общественные пространства, для комфортной жизни, проведения досуга, креативные кластеры, для профессиональной реализации в сообществе, это креативная инфраструктура – театры, музеи, кинотеатры, кафе и рестораны, это также образовательные учреждения для развития с юных лет. Важно все в комплексе.
Комфортная среда – это условия экономического роста. В АНО «Креативная экономика» мы активно работаем в направлении изучения малых городов и территорий. Сейчас мы прицельно изучаем три территории: Териберка, Наукоград Дубна и город Семенов. Например, мы работаем над исследованием под кодовым названием «Чего хочет женщина?» на примере Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна). Мы пошли нестандартным путем и решили узнать у женщин-ученых, сотрудниц и жен физиков, какие условия должны сложится для того, чтобы переехать в другой похожий город. Предварительные результаты показывают, что ученые едут в первую очередь за наукой и работой на уникальных установках в лучших коллективах мирового уровня, ну и, конечно, важно, чтобы до школы и детского садика можно было отправлять ребенка без страха за безопасность, близость к природе и многое другое. Необходимо понять, из каких важных деталей состоит эта среда, в которой люди хотят жить и создавать новое. Проработать и создать эти необходимые условия. Важно обсуждать не удержание кадров в регионах, а ставить вопрос иначе – “Что необходимо сделать/создать/построить, чтобы привлечь кадры в регионы?”
Побороть стереотипы старшего поколения
Жизненный сценарий «окончить школу, сдать ЕГЭ и как можно быстрее уехать учиться или работать в большой город» зачастую преподносится молодежи малых городов как единственно правильный. На такую судьбу юношей и девушек настраивают родители, учителя, другие авторитетные старшие в городе. Переубедить эту возрастную аудиторию, даже если люди и видят позитивные изменения в городе, крайне сложно, считают эксперты. «Наш фонд работает 20 лет, у нас много индустриальных партнеров практически из всех отраслей экономики. В нашем арсенале и стипендиальные программы, и программы стажировок. Среди прочих профориентационных программ, которые мы реализуем с индустриальными партнерами, несколько лет назад у нас появился многоаспектный проект в Костромской области, — рассказала в ходе дискуссии президент благотворительного фонда «Система» Лариса Пастухова. — Мы запустили этот проект вместе с администрацией Костромской области и нашим индустриальным партнером Segezha Group. Это лесопромышленная отрасль: молодежь не стремится туда идти, потому что есть с советских времен устоявшиеся стереотипы о работе в леспроме. Среди трудностей, с которыми мы столкнулись в проекте: непонимание не только у школьников и молодых людей возможных путей профессионального развития в индустриях родного региона, но и отсутствие такого понимания среди родительского сообщества, которые со времен своей молодости помнят – работа в лесной промышленности – это топоры, пилы и тяжелый физический труд. А профессиональный рост – только в большом городе. Сейчас мы ведем работу и с молодой аудиторией, и с их родителями — и стереотип преломляется. К слову, даже обычная экскурсия на предприятие помогает молодым людям по-другому взглянуть на свое возможное развитие внутри региона, ясно представить перспективы», — резюмировала Пастухова.
Необходимость смены социальных сценариев для молодежи в малом городе подчеркнула Ксения Иванова, руководитель Департамента развития бренда работодателя и работы с молодыми талантами Группы компаний «Уралхим».
«Мотивация важнее таланта» - этот критически важный тезис определяет нашу стратегию работы с молодежью в регионах присутствия.
Мы поняли, что должны в первую очередь обращать свое внимание на мотивированную молодежь - на тех, кто по разным причинам принял осознанное решение оставаться в регионе и хочет благополучной жизни для себя и своей семьи.
Сегодня мы работаем не только с молодыми людьми, но и с теми, кто является их главными авторитетами: родителями, бабушками, спортивными тренерами и школьными учителями.
Мы стремимся открыть для них перспективу новых жизненных сценариев: ты можешь расти, ты можешь жить полную жизнь, учиться и работать в родном регионе.
Первый шаг на этом пути – получение качественного профессионального образования, среднего специального или высшего. Как показывают наши внутренние исследования, часто учителя химии в малых городах просто не решаются начать подготовку детей к профильному ЕГЭ – это очень сложно и риски, что ребенок не наберет необходимых для поступления баллов велики. Поэтому мы инвестируем не только в подготовку школьников, но и самих учителей. Мы привозим в региональные учебные заведения новую экспертизу, привлекая, в том числе, наших федеральных партнеров — МГУ им. М. В. Ломоносова, РХТУ им. Д. И. Менделеева. И вместе реализуем программы дополнительного профессионального образования для школьных учителей по химии и другим естественно-научным предметам», — объясняет Ксения Иванова.
Эксперты единогласно подчеркивают: именно школьники и подростки — основная аудитория, на которую бизнесу следует обратить внимание в регионах присутствия: эта возрастная категория еще имеет возможности сформировать свое видение позитивного жизненного сценария в родном регионе — и успешно реализовать его!