МОСКВА, 6 декабря 2008 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают результаты реформирования железнодорожного транспорта, какие изменения в его работе прогнозируют наши соотечественники, и какая степень участия государства в регулировании деятельности перевозочных компаний необходима.
Почти каждый пятый россиянин (18%) видит позитивные результаты реформирования железнодорожного транспорта. 16% придерживаются противоположной точки зрения, а 46% не заметили никаких изменений. 20% затруднились ответить. О положительных изменениях железнодорожного транспорта наиболее склонны заявлять россияне моложе 59 лет (20-21%), опрошенные с высшим или неоконченным высшим образованием (22%) и с высокой самооценкой материального положения (28%).
Менее половины россиян (45%) уверены, что в результате передачи части пригородных перевозок частным компаниям, количество пригородных электропоездов сократится. Чаще остальных эту точку зрения высказывают жители крупных городов (56%) и 35-59 летние россияне (48-50%). Почти каждый пятый (19%) полагает, что изменений не произойдет – наиболее склонны заявлять об этом москвичи и петербуржцы (30%) и 18-34 летние респонденты (21-24%). 9% предсказывают увеличение числа «электричек» - чаще это жители обеих столиц (14%) и сел (12%). 27% затруднились ответить.
Более двух третей россиян полагают, что последствием передачи части пригородных перевозок частным компаниям станет повышение цен на билеты (71%). Наиболее склонны заявлять об этом жители Москвы и Санкт-Петербурга (78%), а также россияне старше 35 лет (74%). 9% считают, что изменения стоимости не будет, 3% полагают, что цены на билеты снизятся. 18% затруднились ответить.
Почти каждый десятый респондент (12%) уверен, что передача убыточных и малодоходных направлений частным компаниям приведет к их развитию. Такое мнение наиболее характерно для россиян со средним специальным, высшим и неполным высшим образованием (по 42%). 40% полагают, что это никак не скажется на состоянии малодоходных направлений железной дороги. Чем выше уровень образования россиян, тем чаще они придерживаются этого мнения: 6% опрошенных с начальным или неполным средним образованием «против» 16% респондентов с высшим или неоконченным высшим образованием. 17% прогнозируют отсутствие каких-либо изменений состояния малодоходных направлений – доля таких респондентов возрастает с 13% среди россиян с высшим или неоконченным высшим образованием до 20% среди тех, кто имеет начальное или неполное среднее образование. 30% затруднились ответить.
Более половины россиян полагают, что участие государства в регулировании деятельности перевозочных компаний должно увеличиваться (54%). Как отметила директор по коммуникациям ВЦИОМ Ольга Каменчук, «это во многом объясняется патерналистскими настроениями в российском обществе, очень осторожно относящемся к переменам, а также поддерживающем высокую роль государства в отечественной экономике, что особенно важно в период финансового кризиса».
Только 19% респондентов считают, что влияние государства должно оставаться на прежнем уровне, а 4% высказывают пожелания по снижению роли государства в регулировании деятельности перевозочных компаний. Чем выше уровень образования, тем чаще люди заявляют о необходимости увеличения степени участия государства в регулировании деятельности перевозочных компаний: 44% респондентов с начальным или неполным средним образованием «против» 57% опрошенных с высшим или неполным высшим образованием. Напротив, по мере понижения уровня образования возрастает доля тех, кто считает, что влияние государства должно оставаться на прежнем уровне: с 18% среди тех, кто имеет высшее или неполное высшее образование до 23% среди россиян с начальным или неполным средним образованием.