Фото: Рефейс Технолоджис/ИИ/ТАСС
Здравоохранение

Здравоохранение в России: мониторинг

Неудовлетворенность россиян качеством медицинского обслуживания обусловлена структурными проблемами системы здравоохранения, включающими дефицит кадров и компетенций медицинских работников, а также недостаточной доступностью ряда медицинских услуг.
Фото:
Коротко о главном
  • 42% россиян в той или иной степени довольны качеством получаемого медицинского обслуживания (+7 п.п. с 2006 г.), 52% — не довольны (−5 п.п.).
  • Основная причина недовольства качеством медицинского обслуживания — дефицит кадров и компетенций медицинских работников.
  • Обращение в государственную поликлинику, больницу остается наиболее распространенной тактикой россиян в случае болезни (41%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 42% россиян в той или иной степени довольны качеством получаемого медицинского обслуживания (+7 п.п. с 2006 г.), 52% — не довольны (−5 п.п.).
  • Основная причина недовольства качеством медицинского обслуживания — дефицит кадров и компетенций медицинских работников.
  • Обращение в государственную поликлинику, больницу остается наиболее распространенной тактикой россиян в случае болезни (41%).

МОСКВА, 2 декабря 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты мониторингового исследования на тему здравоохранения.

Прогресс есть, но можно лучше

Здоровье нации — фундамент ее благополучия, определяющий качество жизни граждан, возможность трудиться, создавать семьи и вносить посильный вклад в процветание страны. Несмотря на реализуемые государственные программы развития здравоохранения и рынка частных медицинских услуг, вопрос доступности и качества оказываемой медицинской помощи не теряет остроты и актуальности. По результатам мониторингового исследования Аналитического центра ВЦИОМ, градус недовольства качеством медицинского обслуживания снижается медленными темпами; сегодня, как и 19 лет назад, в общественных оценках преобладает негатив.

Один из вызовов современной системы здравоохранения в России (как, впрочем, и во многих других странах мира) — неравенство доступа к медицинскому обслуживанию. Ожидаемо выше удовлетворенность качеством получаемых услуг наблюдается в городах, где реализуются масштабные программы модернизации здравоохранения, внедряются инновации и привлекаются лучшие специалисты. Нетрудно догадаться, что речь идет о Москве и Санкт-Петербурге, уровень удовлетворенности в которых в 1,5 раза превышает общероссийский показатель. В малых городах и селах ситуация выглядит не столь радужной.

Кадры решают все?

Здравоохранение — одна из тех сфер, в которых кадры решают все. Видимо, поэтому основная причина недовольства качеством медицинских услуг — кадровый дефицит и компетенции медицинского персонала. Вторая по популярности группа причин — понимаемая в широком смысле доступность медицинских услуг (материальная, географическая и пр.). Ключевые сложности здесь — длительное ожидание записи к врачу, невозможность получения бесплатных услуг и большие очереди. Качество медицинской помощи и материально-техническое оснащение медицинских учреждений упоминаются ощутимо реже: столкнувшись с трудностями с записью к специалисту или длительным ожиданием приема, многие, вероятно, просто не доходят до этапа оценки качества оказываемой помощи и состояния медицинских учреждений. В целом указанные проблемы тесно переплетены между собой: дефицит кадров приводит к перегрузке врачей, что негативно сказывается на качестве обслуживания, а проблемы с оснащением больниц и поликлиник лишь усугубляют общую ситуацию.

Тернистый путь к выздоровлению

Практики здоровьесбережения с годами трансформируются: хотя доминирующей из них в случае болезни остается обращение в государственную поликлинику/больницу, «авторитет» бесплатной медицины с годами снижается, а востребованность платных медицинских услуг, напротив, растет. Причины, по которым россияне игнорируют государственные медицинские учреждения, в целом схожи с теми, что были обозначены выше в контексте неудовлетворенности качеством медицинского обслуживания. Лидирует в ответах дефицит кадров и компетенций медицинских работников, а также недоступность медицинских услуг; за последние десять лет обе причины стали восприниматься заметно острее.

На сегодняшний день главным «конкурентом» государственной медицины является вовсе не частный сектор, а самолечение, демонстрирующее устойчивую популярность среди наших сограждан. Эту практику следует рассматривать не только как следствие недоступности или недоверия к официальной медицине, но и как отражение определенной культуры здоровья, веры в собственное знание о теле и опыт предшествующих поколений.

Выбор стратегии лечения тесно связан с субъективной оценкой качества медицинского обслуживания: те, кто им удовлетворен, чаще остальных обращаются в государственные поликлиники и больницы, в то время как скепсис в отношении к официальной медицине подталкивает граждан к самолечению. И вновь практики здоровьесбережения упираются в доступность медицинских услуг: россияне с хорошими потребительскими возможностями чаще отдают предпочтение официальной медицине (будь то государственная или частная), россияне с доходом ниже среднего — самолечению.

Автор: Людмила Карпова

29 августа 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 29 августа 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7152; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0159; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0603.

Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

В целом Вы довольны качеством того медицинского обслуживания, которое Вы получаете?**

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2006

2025

Полностью/скорее доволен

35

42

Скорее/совсем не доволен

57

52

Затрудняюсь ответить

8

6

В целом Вы довольны качеством того медицинского обслуживания, которое Вы получаете?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города — миллионники

500-999 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Полностью/скорее доволен

42

66

46

44

43

33

37

Скорее/совсем не доволен

52

30

49

49

51

60

58

Затрудняюсь ответить

6

4

5

7

6

7

5

А чем именно Вы недовольны, что Вас не устраивает? Вы можете дать несколько ответов

(открытый вопрос, любое число ответов, в % от тех, кто скорее/совсем не доволен качеством получаемого медицинского обслуживания, представлены ответы, набравшие 2% и более)

Дефицит кадров и компетенций медицинских работников (83% ответов)

Не хватает врачей / мало врачей / нехватка персонала

36

Безразличие врачей / отношение врачей / халатность / хамство / качество обслуживания

24

Неграмотные врачи / мигранты / мало хороших врачей

21

Большая загруженность врачей / усталость врачей

2

(Не)доступность медицинских услуг (70% ответов)

Долгое ожидание записи / невозможно записаться / трудно попасть к врачу

22

Нет бесплатной медицины / всё платно

14

Большие очереди

13

Нет лекарств

5

За помощью надо ехать в область / в город

3

Всё дорого / высокие цены

3

Закрываются больницы / нет больниц / мало больниц

3

Дорогие лекарства

3

Далеко добираться / доступность

2

Скорая помощь не приезжает / не хватает машин скорой помощи / долго едет

2

Качество медицинской помощи (23% ответов)

Низкое качество медицины / отсутствует медицинское обслуживание / недоступность услуг (анализы, обследование, льготные лекарства)

19

Гоняют по кабинетам

2

Мало времени отводится на приём

2

Материально-техническое оснащение медицинских организаций (9% ответов)

Нет современного оборудования / старое оборудование

6

Старые здания / страшно там находиться

3

Всем

1

Другое

7

Затрудняюсь ответить

3

Сумма превышает 100%, так как респондентам предлагалось дать несколько ответов.

 

Что Вы обычно делаете, когда заболеваете?**

(закрытый вопрос, один ответ*, в % от всех опрошенных)

 

2006

2008

2009

2012

2013

2014

2015

2025*

Обращаюсь в государственную, бесплатную поликлинику, больницу

52

50

51

55

51

55

46

41

Лечусь сам

37

35

33

33

36

32

38

35

Обращаюсь в платную поликлинику, больницу

6

7

8

6

7

6

8

17

Обращаюсь к народным целителям, нетрадиционной медицине

2

2

2

1

1

1

2

1

Ничего не делаю, все пускаю «на самотек»

3

6

4

4

5

6

5

5

Затрудняюсь ответить

1

1

2

1

1

<1

1

1

* В последнем замере респондентам предлагалось дать любое число ответов. В целях сохранения сопоставимости данные за 2025 г. представлены по первому ответу.

 

Что Вы обычно делаете, когда заболеваете?*

(закрытый вопрос, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

В целом Вы довольны качеством того медицинского обслуживания, которое Вы получаете?

(закрытый вопрос, один ответ)

Полностью/скорее доволен

Скорее/совсем не доволен

Обращаюсь в государственную, бесплатную поликлинику, больницу

41

57

29

Лечусь сам

35

24

44

Обращаюсь в платную поликлинику, больницу

17

14

19

Обращаюсь к народным целителям, нетрадиционной медицине

1

1

2

Ничего не делаю, все пускаю «на самотек»

5

3

5

Затрудняюсь ответить

1

1

1

* В текущем замере респондентам предлагалось дать любое число ответов. В целях сохранения сопоставимости данные за 2025 г. представлены по первому ответу.

 

Что Вы обычно делаете, когда заболеваете?*

(закрытый вопрос, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?

(закрытый вопрос, один ответ)

Очень хорошее, хорошее

Среднее

Очень плохое, плохое

Обращаюсь в государственную, бесплатную поликлинику, больницу

41

45

41

33

Лечусь сам

35

29

36

42

Обращаюсь в платную поликлинику, больницу

17

19

17

12

Обращаюсь к народным целителям, нетрадиционной медицине

1

2

1

1

Ничего не делаю, все пускаю «на самотек»

5

3

4

9

Затрудняюсь ответить

1

2

1

3

* В текущем замере респондентам предлагалось дать любое число ответов. В целях сохранения сопоставимости данные за 2025 г. представлены по первому ответу.

 

Почему Вы не обращаетесь в государственную бесплатную поликлинику, больницу?**

(открытый вопрос, любое число ответов, в % от тех, кто не обращается в государственную поликлинику, представлены ответы, набравшие 2% и более)

 

2015

2025

Дефицит кадров и компетенций медицинских работников (42% ответов)

Нет врачей

4

13

Неквалифицированный персонал / не доверяю

15

12

Они не помогут / нет толка / бесполезно / ничего нового не назначат

-

11

Безразличие врачей / отвратительное отношение

6

6

(Не)доступность медицинских услуг (42% ответов)

Очереди / долго ждать приема / все очень долго / трудно попасть

16

20

Долгая запись на обследование / трудно записаться / запись через интернет

8

15

Добираться далеко

-

3

Все равно платно / нет ничего бесплатного

5

2

Нет больницы / их очень мало

-

2

Личные обстоятельства (12% ответов)

Зависит от тяжести болезни / для больничного / по потребности

-

5

Некогда / работаю / нет времени / дорожу временем / жалко время

6

5

Нет возможности обратиться

-

2

Не хочу / не вижу смысла

7

-

Не люблю врачей, больницы

2

-

Альтернативные тактики (9% ответов)

Лечусь сам / дома

16

3

В платных лучше / быстрее / качественнее

-

2

Родственник врач / сам врач

1

2

ДМС / страховка

-

2

Качество медицинской помощи (9% ответов)

Низкое качество медицины / плохое качество обслуживания

5

9

Материально-техническое оснащение медицинских организаций (2% ответов)

Старое оборудование / не хватает чего-то / нет лекарств

<1

2

Другое

3

3

Затрудняюсь ответить

20

3

 

** До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

Тематический каталог

Эксперты АЦ ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07