МОСКВА, 2 декабря 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты мониторингового исследования на тему здравоохранения.
Прогресс есть, но можно лучше |
Здоровье нации — фундамент ее благополучия, определяющий качество жизни граждан, возможность трудиться, создавать семьи и вносить посильный вклад в процветание страны. Несмотря на реализуемые государственные программы развития здравоохранения и рынка частных медицинских услуг, вопрос доступности и качества оказываемой медицинской помощи не теряет остроты и актуальности. По результатам мониторингового исследования Аналитического центра ВЦИОМ, градус недовольства качеством медицинского обслуживания снижается медленными темпами; сегодня, как и 19 лет назад, в общественных оценках преобладает негатив.
Один из вызовов современной системы здравоохранения в России (как, впрочем, и во многих других странах мира) — неравенство доступа к медицинскому обслуживанию. Ожидаемо выше удовлетворенность качеством получаемых услуг наблюдается в городах, где реализуются масштабные программы модернизации здравоохранения, внедряются инновации и привлекаются лучшие специалисты. Нетрудно догадаться, что речь идет о Москве и Санкт-Петербурге, уровень удовлетворенности в которых в 1,5 раза превышает общероссийский показатель. В малых городах и селах ситуация выглядит не столь радужной.
Здравоохранение — одна из тех сфер, в которых кадры решают все. Видимо, поэтому основная причина недовольства качеством медицинских услуг — кадровый дефицит и компетенции медицинского персонала. Вторая по популярности группа причин — понимаемая в широком смысле доступность медицинских услуг (материальная, географическая и пр.). Ключевые сложности здесь — длительное ожидание записи к врачу, невозможность получения бесплатных услуг и большие очереди. Качество медицинской помощи и материально-техническое оснащение медицинских учреждений упоминаются ощутимо реже: столкнувшись с трудностями с записью к специалисту или длительным ожиданием приема, многие, вероятно, просто не доходят до этапа оценки качества оказываемой помощи и состояния медицинских учреждений. В целом указанные проблемы тесно переплетены между собой: дефицит кадров приводит к перегрузке врачей, что негативно сказывается на качестве обслуживания, а проблемы с оснащением больниц и поликлиник лишь усугубляют общую ситуацию.
Тернистый путь к выздоровлению |
Практики здоровьесбережения с годами трансформируются: хотя доминирующей из них в случае болезни остается обращение в государственную поликлинику/больницу, «авторитет» бесплатной медицины с годами снижается, а востребованность платных медицинских услуг, напротив, растет. Причины, по которым россияне игнорируют государственные медицинские учреждения, в целом схожи с теми, что были обозначены выше в контексте неудовлетворенности качеством медицинского обслуживания. Лидирует в ответах дефицит кадров и компетенций медицинских работников, а также недоступность медицинских услуг; за последние десять лет обе причины стали восприниматься заметно острее.
На сегодняшний день главным «конкурентом» государственной медицины является вовсе не частный сектор, а самолечение, демонстрирующее устойчивую популярность среди наших сограждан. Эту практику следует рассматривать не только как следствие недоступности или недоверия к официальной медицине, но и как отражение определенной культуры здоровья, веры в собственное знание о теле и опыт предшествующих поколений.
Выбор стратегии лечения тесно связан с субъективной оценкой качества медицинского обслуживания: те, кто им удовлетворен, чаще остальных обращаются в государственные поликлиники и больницы, в то время как скепсис в отношении к официальной медицине подталкивает граждан к самолечению. И вновь практики здоровьесбережения упираются в доступность медицинских услуг: россияне с хорошими потребительскими возможностями чаще отдают предпочтение официальной медицине (будь то государственная или частная), россияне с доходом ниже среднего — самолечению.
Автор: Людмила Карпова
А чем именно Вы недовольны, что Вас не устраивает? Вы можете дать несколько ответов
(открытый вопрос, любое число ответов, в % от тех, кто скорее/совсем не доволен качеством получаемого медицинского обслуживания, представлены ответы, набравшие 2% и более)
Дефицит кадров и компетенций медицинских работников (83% ответов) |
Не хватает врачей / мало врачей / нехватка персонала | 36 |
Безразличие врачей / отношение врачей / халатность / хамство / качество обслуживания | 24 |
Неграмотные врачи / мигранты / мало хороших врачей | 21 |
Большая загруженность врачей / усталость врачей | 2 |
(Не)доступность медицинских услуг (70% ответов) |
Долгое ожидание записи / невозможно записаться / трудно попасть к врачу | 22 |
Нет бесплатной медицины / всё платно | 14 |
Большие очереди | 13 |
Нет лекарств | 5 |
За помощью надо ехать в область / в город | 3 |
Всё дорого / высокие цены | 3 |
Закрываются больницы / нет больниц / мало больниц | 3 |
Дорогие лекарства | 3 |
Далеко добираться / доступность | 2 |
Скорая помощь не приезжает / не хватает машин скорой помощи / долго едет | 2 |
Качество медицинской помощи (23% ответов) |
Низкое качество медицины / отсутствует медицинское обслуживание / недоступность услуг (анализы, обследование, льготные лекарства) | 19 |
Гоняют по кабинетам | 2 |
Мало времени отводится на приём | 2 |
Материально-техническое оснащение медицинских организаций (9% ответов) |
Нет современного оборудования / старое оборудование | 6 |
Старые здания / страшно там находиться | 3 |
Всем | 1 |
Другое | 7 |
Затрудняюсь ответить | 3 |
Сумма превышает 100%, так как респондентам предлагалось дать несколько ответов.
Что Вы обычно делаете, когда заболеваете?**
(закрытый вопрос, один ответ*, в % от всех опрошенных)
| | 2006 | 2008 | 2009 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2025* |
Обращаюсь в государственную, бесплатную поликлинику, больницу | 52 | 50 | 51 | 55 | 51 | 55 | 46 | 41 |
Лечусь сам | 37 | 35 | 33 | 33 | 36 | 32 | 38 | 35 |
Обращаюсь в платную поликлинику, больницу | 6 | 7 | 8 | 6 | 7 | 6 | 8 | 17 |
Обращаюсь к народным целителям, нетрадиционной медицине | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Ничего не делаю, все пускаю «на самотек» | 3 | 6 | 4 | 4 | 5 | 6 | 5 | 5 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | <1 | 1 | 1 |
* В последнем замере респондентам предлагалось дать любое число ответов. В целях сохранения сопоставимости данные за 2025 г. представлены по первому ответу.
Что Вы обычно делаете, когда заболеваете?*
(закрытый вопрос, в % от всех опрошенных)
| Все опрошенные | В целом Вы довольны качеством того медицинского обслуживания, которое Вы получаете? (закрытый вопрос, один ответ) |
Полностью/скорее доволен | Скорее/совсем не доволен |
Обращаюсь в государственную, бесплатную поликлинику, больницу | 41 | 57 | 29 |
Лечусь сам | 35 | 24 | 44 |
Обращаюсь в платную поликлинику, больницу | 17 | 14 | 19 |
Обращаюсь к народным целителям, нетрадиционной медицине | 1 | 1 | 2 |
Ничего не делаю, все пускаю «на самотек» | 5 | 3 | 5 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 1 |
* В текущем замере респондентам предлагалось дать любое число ответов. В целях сохранения сопоставимости данные за 2025 г. представлены по первому ответу.
Что Вы обычно делаете, когда заболеваете?*
(закрытый вопрос, в % от всех опрошенных)
| Все опрошенные | Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи? (закрытый вопрос, один ответ) |
Очень хорошее, хорошее | Среднее | Очень плохое, плохое |
Обращаюсь в государственную, бесплатную поликлинику, больницу | 41 | 45 | 41 | 33 |
Лечусь сам | 35 | 29 | 36 | 42 |
Обращаюсь в платную поликлинику, больницу | 17 | 19 | 17 | 12 |
Обращаюсь к народным целителям, нетрадиционной медицине | 1 | 2 | 1 | 1 |
Ничего не делаю, все пускаю «на самотек» | 5 | 3 | 4 | 9 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 2 | 1 | 3 |
* В текущем замере респондентам предлагалось дать любое число ответов. В целях сохранения сопоставимости данные за 2025 г. представлены по первому ответу.
Почему Вы не обращаетесь в государственную бесплатную поликлинику, больницу?**
(открытый вопрос, любое число ответов, в % от тех, кто не обращается в государственную поликлинику, представлены ответы, набравшие 2% и более)
| 2015 | 2025 |
Дефицит кадров и компетенций медицинских работников (42% ответов) |
Нет врачей | 4 | 13 |
Неквалифицированный персонал / не доверяю | 15 | 12 |
Они не помогут / нет толка / бесполезно / ничего нового не назначат | - | 11 |
Безразличие врачей / отвратительное отношение | 6 | 6 |
(Не)доступность медицинских услуг (42% ответов) |
Очереди / долго ждать приема / все очень долго / трудно попасть | 16 | 20 |
Долгая запись на обследование / трудно записаться / запись через интернет | 8 | 15 |
Добираться далеко | - | 3 |
Все равно платно / нет ничего бесплатного | 5 | 2 |
Нет больницы / их очень мало | - | 2 |
Личные обстоятельства (12% ответов) |
Зависит от тяжести болезни / для больничного / по потребности | - | 5 |
Некогда / работаю / нет времени / дорожу временем / жалко время | 6 | 5 |
Нет возможности обратиться | - | 2 |
Не хочу / не вижу смысла | 7 | - |
Не люблю врачей, больницы | 2 | - |
Альтернативные тактики (9% ответов) |
Лечусь сам / дома | 16 | 3 |
В платных лучше / быстрее / качественнее | - | 2 |
Родственник врач / сам врач | 1 | 2 |
ДМС / страховка | - | 2 |
Качество медицинской помощи (9% ответов) |
Низкое качество медицины / плохое качество обслуживания | 5 | 9 |
Материально-техническое оснащение медицинских организаций (2% ответов) |
Старое оборудование / не хватает чего-то / нет лекарств | <1 | 2 |
Другое | 3 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 20 | 3 |
** До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.