МОСКВА, 17 марта 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения представляет результаты опроса россиян об их отношении к близлежащим промышленным предприятиям, положительных и отрицательных сторонах такого соседства.
Блага промышленного соседства |
Главным преимуществом присутствия предприятий россияне считают наличие рабочих мест (64% ответов). Промышленные предприятия по-прежнему считаются основными работодателями, что рушит некогда доминирующее представление о «стагнирующей промышленности». Можно было бы предположить, что идею о предприятиях как основных работодателях скорее разделяют жители небольших городов, где они часто являются градообразующими. Однако значимых различий среди жителей крупных и небольших городов нет. Реже всего это преимущество отмечают жители сел (55% ответов против 62-69% среди городских жителей).
Среди респондентов, у которых нет по соседству промышленных объектов, доминирует мнение: появление в населенном пункте нового предприятия даст территории новые вакансии — в этом видят главный их плюс (58% ответов). Ключевыми сторонниками новых предприятий в таком контексте выступают жители малых и средних городов, но менее оптимистичны жители городов-миллионников.
Опрошенные, у кого в населенном пункте или рядом есть промышленные предприятия, выделяют еще один важный эффект от присутствия промышленности: более трети ответов (37%) касаются налоговых поступлений от предприятий в бюджет региона. Чаще других это отмечают представители поколения цифры.
Особую роль играют проекты в рамках политики корпоративной социальной ответственности (КСО), которая стала обязательным элементом «джентельменского набора» крупных предприятий. КСО приносит взаимную пользу как компаниям, так и населению: позволяет предприятиям развивать HR-бренд компании и дает жителям более развитую социальную и коммунальную инфраструктуру, варианты досуга, нередко помогает с выстраиванием образовательного и карьерного трека. На такой вклад в развитие социальной сферы на территориях присутствия указывает почти треть респондентов, имеющих промышленные предприятия в своем населенном пункте или рядом, а еще четверть отмечает в целом благоустройство населенного пункта. Закономерно, что этот эффект от присутствия промышленности очень важен и более заметен для жителей малых городов, где промпредприятия часто выступают основными работодателями.
Сложности промышленного соседства |
Главный негативный эффект от присутствия предприятий, с точки зрения респондентов, проживающих по соседству с ними, заключается в нанесении вреда экологии (46% ответов) и, как следствие, ухудшении здоровья местных жителей (17% ответов). Негативные представления о промышленности, в соответствии с которыми промпредприятия, вне зависимости от отрасли, воспринимаются как «главные загрязнители», чаще встречаются в ответах представителей поколения цифры (73% ответов). Но чем старше возрастная группа, тем реже отмечается вред экологии: среди представителей поколения оттепели только 25% дали такой ответ. При этом почти треть респондентов, соседствующих с промышленными предприятиями, не отмечает каких-либо негативных последствий от такого соседства.
Строительство новых предприятий |
Помимо идеи о том, что появление нового промышленного предприятия в населенном пункте поддерживает рынок труда, к позитивным эффектам относят распространение программ КСО через развитие социальной инфраструктуры и снижение оттока молодежи (по 33% ответов среди тех, у кого в населенных пунктах или рядом нет промышленных предприятий). Вероятно, последнее связано с установкой: если молодежи будет где работать, она не захочет переезжать в другие места. Эта установка сильнее выражена у старших миллениалов, которые считают, что предприятия могут стать якорем для молодых людей (40% ответов). При этом только чуть более четверти представителей поколения цифры и младших миллениалов скорее видят среди своих сверстников связь между желанием уехать и развитием промышленности по соседству. Снижение оттока молодежи отнесли к позитивным эффектам от появления предприятия порядка трети представителей поколений реформ и застоя, у которых в населенных пунктах и рядом нет промышленных предприятий (35% и 33% соответственно). Наибольший скепсис выразило поколение оттепели: только 24% его представителей считают, что предприятия задержат молодежь.
Жизнь без предприятий |
Готовы ли россияне жить рядом с промышленными предприятиями? Скорее да. Хотя минусы от промышленных предприятий понятны, россияне не хотят с ними разъезжаться. К переносу предприятия из своего города или региона скорее отрицательно отнеслось бы 44% респондентов. Наиболее сильный негативный эффект от этого видит почти половина жителей малых и средних городов (51% и 50% соответственно).
Конечно, влияние «переезда» предприятия на конкретного человека сильно зависит от сферы его занятости, образовательного и карьерного трека, который он для себя определил.
Хоть минусы от промышленных предприятий понятны, россияне не хотят с ними разъезжаться. Только каждый десятый респондент (9%), у которого рядом расположено промышленное предприятие, положительно отнесется к его переносу из населенного пункта или окрестностей. Отрицательно к переносу промышленных объектов из их населенных пунктов в первую очередь относятся пенсионеры, чья активная жизнь проходила при развитой советской промышленности и культа рабочих профессий, а также жители малых городов, жизнь которых может быть тесно связана с промышленными предприятиями.
Значит ли это, что наличие промышленных предприятий по соседству важно для наших сограждан? Однозначно утверждать такое нельзя, ведь почти половина (43%) респондентов сообщили, что исчезновение предприятия никак бы не отразилось на их жизни. Тем не менее это важный сигнал для компаний из сферы промышленности — сейчас крайне важно продолжать поддерживать регулярную конструктивную коммуникацию с населением на территориях присутствия. Это нужно, чтобы донести: деятельность предприятий создает синергетический эффект бизнеса и населения, они действительно могут приносить друг другу взаимную пользу.
АВТОР: Иван Грузинов
«Промышленность – это не только производство как таковое. Предприятия являются локомотивами экономики территорий присутствия, гарантами её развития, основой социального благополучия населения. Это достигается через уплату местных налогов, развитие соответствующей инфраструктуры, обеспечение рабочими местами. В то же время велика доля людей, которые считают: если предприятие вдруг исчезнет из их населенного пункта, то это никак не скажется на их жизни. Это сигнал промышленным компаниям: запросы населения и планы предприятий могут входить в противоречие! Необходимо принять усилия для укрепления взаимовыгодных отношений населения и предприятий на территориях присутствия».
Перейти к странице эксперта