МОСКВА, 1 августа 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса, посвященного теме заботы.
Насколько мы заботливы? |
Большинство россиян считают себя заботливыми людьми (89%), среди женщин и представителей старшего поколения в этом однозначно уверен каждый второй (48% и 51% соответственно). Восприятие собственной заботливости подкрепляется поступками: назвать себя таковыми чаще могут те, кто в последнее время заботился о своих детях (93%), бабушках/дедушках (96%), друзьях (98%). Не считают себя заботливыми 7% опрошенных, среди 45-59-летних — каждый восьмой (12%).
Объекты заботы |
Приходилось заботиться о ком-нибудь за последние 2-3 месяца 72% наших сограждан. Вопреки расхожему стереотипу о людском эгоизме, чаще думают о членах своей семьи, чем о себе (4%). В первую очередь граждане дарят заботу своим детям и чувствуют ее со стороны подрастающего поколения (35% и 28% соответственно). Каждый пятый заботится о матери / об отце и ощущает на себе родительскую заботу (22% и 20% соответственно). Заботятся о своих супругах еще 16%, 27% принимают от избранника заботу в ответ.
Чем больше заботы к близким, тем выше от них отдача. У тех, кто проявляет внимание к своим детям, родителям и супругам, забота чаще носит взаимный характер (38%, 38%, 55% соответственно). |
Каждому десятому приходилось проявлять заботу о родственниках (10%), а 17% были окружены их вниманием. Столько же заботились о своих домашних животных и чувствовали на себе заботу друзей (по 10%). В то же время о друзьях, как и о коллегах, россияне думают заметно реже (4% и 1% соответственно). Ни о ком не заботились в последнее время четверть наших сограждан (26%), не ощущали проявлений заботы еще 19%; среди мужчин эта доля выше — 30% и 24% соответственно.
Выбор объекта заботы обусловлен полом и возрастом:
|
Способы проявления заботы |
Материальная помощь — наиболее распространенный способ проявления заботы среди россиян (26% среди тех, кому приходилось заботиться о ком-либо). В первую очередь ее оказывают граждане с высшим образованием (29%), хорошим материальным положением (33%) и жители обеих столиц (32%). Выбор в пользу «осязаемой заботы» может объясняться нехваткой времени, сил и других ресурсов для проявления внимания другими способами. На втором месте выполнение просьб, помощь по любым вопросам (20%). Каждый десятый заботился о других путем решения бытовых проблем (11%), совершения необходимых покупок (9%). Столько же заботятся о здоровье — своем и своего окружения (11%). Еще один способ проявления заботы — знаки внимания: россияне выслушивают (11%), навещают (9%), беседуют (6%) с родными и близкими.
Финансовую помощь чаще оказывают мужчины (32% vs. 21% среди женщин), в то время как женскими «языками заботы» чаще становятся внимание к здоровью (15% vs. 4%), беседы (8% vs. 4%) и приготовление еды (7% vs. 1%). |