МОСКВА, 20 августа 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ по заказу консалтинговой группы Erga Nova представляет результаты опроса россиян о пользовании риелторскими услугами.
Операции с жильем остаются значимым событием в жизни большинства российских семей, сопряженным с серьезными организационными особенностями и денежными расходами. Подбор подходящего варианта, ведение переговоров, просмотры и показы объектов, согласование условий сделки — задачи, которые большинство граждан предпочитают делегировать посредникам — риелторам.
Структура спроса |
Для оценки преимуществ и барьеров работы с риелторами был изучен клиентский опыт россиян, которые пользовались риелторскими услугами в последние три года. Согласно полученным результатам, наиболее распространенный сценарий работы со специалистами по недвижимости — разовые обращения, к которым за рассматриваемый период прибегали шесть из десяти опрошенных. Российский рынок риелторских услуг в большей степени ориентирован на сопровождение сделок купли-продажи, чем сделок по аренде недвижимости. При этом спрос на услуги риелторов относительно сбалансирован между покупкой и продажей: каждый второй опрошенный при работе с риелтором выступал в качестве покупателя, примерно столько же — в роли продавца недвижимости (49% и 43% соответственно).
Для большинства представителей изучаемой ЦА наличие официального договора с риелтором является важным условием сотрудничества. Именно поэтому две трети опрошенных заключали такой договор с риелтором.
Стоимость услуг как сдерживающий фактор спроса |
Большая часть опрошенных — шесть из десяти — считают стоимость услуг риелторов высокой. Более того, спрос на риелторские услуги крайне чувствителен к повышению цены: почти каждый второй откажется от обращения к специалисту при купле-продаже недвижимости, если стоимость его услуг вырастет на 0,1-0,5 п.п. (т.е. с текущих 2,5% до 2,6-3%) от цены сделки. В сегменте аренды для более чем половины потенциальных арендаторов поводом отказаться от риелторских услуг станет повышение их стоимости на 5-10%. Тем не менее конкурентным преимуществом специалиста в глазах потребителей является возможность выявлять риски ненадежности второй стороны сделки, за что россияне готовы заплатить несущественно, но больше.
Факторы формирования клиентского опыта |
Клиенты высоко оценивают качество предоставляемых услуг, что отражается в выявленном уровне удовлетворенности: 86% респондентов отмечают положительный или нейтральный опыт взаимодействия с риелтором. Имеющиеся замечания связаны преимущественно с высокой стоимостью услуг риелторов и операционной работой специалистов, включая поиск объектов недвижимости и покупателей. Реже респонденты сталкивались со сложностями из-за отсутствия навыков маркетинга и продвижения риелторами объектов. Такие проблемы, как плохая юридическая проверка объекта, трудности с регистрацией сделки в Росреестре из-за ошибки риелтора, встречаются в единичных случаях. Четверо из десяти отметили, что недостатков в работе риелтора вообще не было.
Автор: Людмила Богомазова
«Риелторские услуги являются важным элементом при операциях с недвижимостью для россиян. По результатам исследования Аналитического центра ВЦИОМ мы видим, что большинство клиентов предпочитают заключать официальный договор, обеспечивая прозрачность и взаимную ответственность сторон, что положительно сказывается на исполнении обязательств и качестве предоставляемых услуг. Договор тем самым повышает доверие к риелторским услугам и способствует комфортному и безопасному процессу покупки или аренды жилья. Несмотря на то, что минимизация рисков крайне важна и за это клиенты готовы доплачивать, важно учитывать чувствительность к цене. Дальнейший рост стоимости посредничества может привести к снижению спроса на услуги специалистов. Поэтому для сохранения высокой лояльности риелторам важно устанавливать адекватно обоснованные тарифы на свои услуги».
Перейти к странице эксперта