Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Анна Башкирова/Создано ИИ/ТАСС
Экономика

За фасадом сделок, или Кто поможет найти жилье?

Главный плюс работы с риелторами — качество предоставляемого сервиса, а минус — стоимость их услуг.
Фото:
Коротко о главном
  • Две трети россиян заключают договор с риелтором.
  • Уровень удовлетворенности оказанными услугами в изучаемой ЦА — высокий (86% удовлетворены качеством оказанных им услуг).
  • Рост текущей стоимости услуг может негативно отразиться на спросе.
  • Риелторы, способные выявлять риски до заключения сделки, являются наиболее конкурентными на рынке.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Две трети россиян заключают договор с риелтором.
  • Уровень удовлетворенности оказанными услугами в изучаемой ЦА — высокий (86% удовлетворены качеством оказанных им услуг).
  • Рост текущей стоимости услуг может негативно отразиться на спросе.
  • Риелторы, способные выявлять риски до заключения сделки, являются наиболее конкурентными на рынке.

МОСКВА, 20 августа 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ по заказу консалтинговой группы Erga Nova представляет результаты опроса россиян о пользовании риелторскими услугами.

Операции с жильем остаются значимым событием в жизни большинства российских семей, сопряженным с серьезными организационными особенностями и денежными расходами. Подбор подходящего варианта, ведение переговоров, просмотры и показы объектов, согласование условий сделки — задачи, которые большинство граждан предпочитают делегировать посредникам — риелторам.

Структура спроса

Для оценки преимуществ и барьеров работы с риелторами был изучен клиентский опыт россиян, которые пользовались риелторскими услугами в последние три года. Согласно полученным результатам, наиболее распространенный сценарий работы со специалистами по недвижимости — разовые обращения, к которым за рассматриваемый период прибегали шесть из десяти опрошенных. Российский рынок риелторских услуг в большей степени ориентирован на сопровождение сделок купли-продажи, чем сделок по аренде недвижимости. При этом спрос на услуги риелторов относительно сбалансирован между покупкой и продажей: каждый второй опрошенный при работе с риелтором выступал в качестве покупателя, примерно столько же — в роли продавца недвижимости (49% и 43% соответственно).

Для большинства представителей изучаемой ЦА наличие официального договора с риелтором является важным условием сотрудничества. Именно поэтому две трети опрошенных заключали такой договор с риелтором.

Стоимость услуг как сдерживающий фактор спроса

Большая часть опрошенных — шесть из десяти — считают стоимость услуг риелторов высокой. Более того, спрос на риелторские услуги крайне чувствителен к повышению цены: почти каждый второй откажется от обращения к специалисту при купле-продаже недвижимости, если стоимость его услуг вырастет на 0,1-0,5 п.п. (т.е. с текущих 2,5% до 2,6-3%) от цены сделки. В сегменте аренды для более чем половины потенциальных арендаторов поводом отказаться от риелторских услуг станет повышение их стоимости на 5-10%. Тем не менее конкурентным преимуществом специалиста в глазах потребителей является возможность выявлять риски ненадежности второй стороны сделки, за что россияне готовы заплатить несущественно, но больше.

Факторы формирования клиентского опыта

Клиенты высоко оценивают качество предоставляемых услуг, что отражается в выявленном уровне удовлетворенности: 86% респондентов отмечают положительный или нейтральный опыт взаимодействия с риелтором. Имеющиеся замечания связаны преимущественно с высокой стоимостью услуг риелторов и операционной работой специалистов, включая поиск объектов недвижимости и покупателей. Реже респонденты сталкивались со сложностями из-за отсутствия навыков маркетинга и продвижения риелторами объектов. Такие проблемы, как плохая юридическая проверка объекта, трудности с регистрацией сделки в Росреестре из-за ошибки риелтора, встречаются в единичных случаях. Четверо из десяти отметили, что недостатков в работе риелтора вообще не было.

Автор: Людмила Богомазова

5-7 августа 2025 г.

Всероссийский интернет-опрос «ВЦИОМ-Онлайн»

1618 опрошенныхВ опросе приняли участие 1618 россиян в возрасте от 18 лет, имеющие опыт пользования риелторскими услугами за последние 3 года.

Метод опроса — интернет-опрос по формализованной анкете на базе вероятностной панели «ВЦИОМ-Онлайн». Участники панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной (RDD) выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные всероссийского интернет-опроса взвешены по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,71%. Помимо погрешности выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Андрей Даудрих
Руководитель Департамента социальных исследований и консалтинга Аналитического центра ВЦИОМ

«Риелторские услуги являются важным элементом при операциях с недвижимостью для россиян. По результатам исследования Аналитического центра ВЦИОМ мы видим, что большинство клиентов предпочитают заключать официальный договор, обеспечивая прозрачность и взаимную ответственность сторон, что положительно сказывается на исполнении обязательств и качестве предоставляемых услуг. Договор тем самым повышает доверие к риелторским услугам и способствует комфортному и безопасному процессу покупки или аренды жилья. Несмотря на то, что минимизация рисков крайне важна и за это клиенты готовы доплачивать, важно учитывать чувствительность к цене. Дальнейший рост стоимости посредничества может привести к снижению спроса на услуги специалистов. Поэтому для сохранения высокой лояльности риелторам важно устанавливать адекватно обоснованные тарифы на свои услуги».

Перейти к странице эксперта


20 августа 2025

Поговорим про Ваш опыт использования услуг риелтора за последние три года. Уточните, пожалуйста, сколько раз Вы приобретали услуги риелтора за последние три года?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от пользователей риелторскими услугами в последние три года)

Один раз

60

Два раза

30

Три раза

7

Четыре раза и более

3

В каком качестве Вы взаимодействовали с риелтором?

(закрытый вопрос, любое число ответов*, в % от пользователей риелторскими услугами в последние три года)

Как покупатель недвижимости

49

Как продавец недвижимости

43

Как арендатор (арендовал недвижимость)

19

Как арендодатель (сдавал в аренду)

12

Другое

1

* Только для тех, кто имеет многократный опыт пользования риелторскими услугами (2 раза и более).

 

Вы заключали или не заключали договор с риелтором на оказание услуг?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от пользователей риелторскими услугами в последние три года)

Заключали договор

65

Не заключали

28

Иногда заключали, иногда — нет*

7

* Вариант ответа предлагался только тем, кто имеет многократный опыт пользования риелторскими услугами (2 раза и более).

 

Насколько для Вас важны следующие аспекты работы риелтора?

(закрытый вопрос, один ответ по каждому аспекту, в % от пользователей риелторскими услугами в последние три года), представлена сумма ответов «довольно важно» и «крайне важно»)

Внимательность к потребностям клиента и пожеланиям

97

Возможность провести юридическую проверку объекта недвижимости и сторон сделки

95

Уровень цен за услуги

94

Прозрачность расчета стоимости работы

92

Навыки ведения переговоров

92

Скорость работы

90

Хорошая репутация, отзывы клиентов

90

Знание конкретного района/рынка

89

Навыки маркетинга и продвижения (фото, описание, площадки для продвижения)

81

Официальное оформление договора с риелтором

75

Сейчас средние цены на услуги риелтора составляют 2,5% от цены сделки в случае купли-продажи квартиры, 3,5-4% — в случае купли-продажи загородной недвижимости, и 55% от арендной платы за первый месяц в случае сделки по аренде. Как Вы считаете, такие цены на услуги риелтора…

(закрытый вопрос, один ответ, в % от пользователей риелторскими услугами в последние три года)

Высокие

62

Умеренные

31

Низкие

0

Затрудняюсь ответить

7

Представим, что Вы хотите совершить сделку купли-продажи недвижимости, а цены на услуги риелтора изменились. При каком росте цены на услуги риелтора Вы уже откажетесь от идеи обратиться к нему? Если риелтору сверх текущей цены его услуг (примерно 2,5% от цены сделки) надо будет дополнительно заплатить от цены сделки…

(закрытый вопрос, один ответ, в % от пользователей риелторскими услугами в последние три года)

0,1% или более

17

0,2% или более

5

0,3% или более

4

0,4% или более

2

0,5% или более

18

0,6-1% или более

9

1-2% или более

10

2-4% или более

7

Я куплю услуги риелтора при любом росте цены

7

Затрудняюсь ответить

21

Представим, что Вы хотите совершить сделку по аренде недвижимости, а цены на услуги риелтора изменились. При каком росте цены на услуги риелтора Вы уже откажетесь от идеи обратиться к нему? Если риелтору сверх текущей цены его услуг (примерно 55% от арендной платы за первый месяц) надо будет дополнительно заплатить от арендной платы за первый месяц:

(закрытый вопрос, один ответ, в % от пользователей риелторскими услугами в последние три года)

5% или более

38

10% или более

16

15% или более

5

20% или более

8

30% или более

3

40% или более

1

50% или более

3

Я куплю услуги риелтора при любом росте цены

4

Затрудняюсь ответить

22

Для Вас важно или нет, чтобы риелтор мог провести предварительную проверку другой стороны и проинформировать Вас о рисках, если они найдутся (например, не состоит ли человек на учете в психо- или наркодиспансере, состоит ли в браке и т.д.)? Если важно, то Вы готовы или нет заплатить за такие услуги больше, чем без такой проверки?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от пользователей риелторскими услугами в последние три года)

Важно, и я готов (-а) платить за такие услуги значительно больше

14

Важно, и я готов(-а) платить за такие услуги немного больше

51

Важно, но я не готов(-а) платить за такие услуги больше

30

Не важно

3

Затрудняюсь ответить

2

В Вашем взаимодействии с риелтором Вы столкнулись или нет с какими-либо сложностями? Если да, укажите их. Если Вы пользовались услугами риелтора несколько раз за последние 3 года, то отметьте все сложности, с которыми Вы сталкивались в этот период

(закрытый вопрос, любое число ответов, в % от пользователей риелторскими услугами в последние три года)

Высокая цена услуг риелтора

39

Риелтор долго искал нужную недвижимость или покупателя/арендатора

16

Риелтор предлагал неподходящие варианты недвижимости / покупателей / арендаторов

16

Риелтор не смог подобрать подходящий объект или покупателя/арендатора

12

Риелтор неэффективно продвигал объявление (было мало потенциальных покупателей / арендаторов)

12

Риелтор некорректно вел переговоры — сам принимал решения по цене, вел себя не в Ваших интересах и т.п.

9

Риелтор некорректно оценил стоимость объекта / арендной платы

8

Риелтор некачественно подготовил юридические документы по сделке, допустил ошибки

8

Риелтор опаздывал / не приходил на показы / просмотры объекта

7

Риелтор плохо подготовил объект к продаже / сдаче в аренду — сделал непривлекательные фото / объявление, подготовил неточное описание объекта и т.п.

6

Невежливое / некорректное общение риелтора с Вами и/или с другой стороной сделки

5

Риелтор предлагал невыгодные условия по ипотеке или страхованию

4

Риелтор плохо провел юридическую проверку объекта, из-за чего сделка с объектом была оспорена или обнаружились неожиданные данные об объекте

3

Возникли трудности с регистрацией сделки в Росреестре из-за ошибки риелтора

2

Недостатков не было

38

Другое

2

Затрудняюсь ответить

0

Насколько Вы остались удовлетворены оказанными Вам услугами риелтора? Оцените по шкале от 1 до 5, где 1 — совсем не удовлетворен(а), а 5 — полностью удовлетворен(а). Если Вы пользовались услугами риелтора несколько раз оцените, пожалуйста, Вашу удовлетворенность в целом

(закрытый вопрос, один ответ, в % от пользователей риелторскими услугами в последние три года)

5 — полостью удовлетворен(а)

46

4,00

25

3,00

15

2,00

6

1 — совсем не удовлетворен(а)

7

Затрудняюсь ответить

1

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07