МОСКВА, 17 апреля 2012 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, сколько россиян в 1994 году были вкладчиками «МММ», сколько респондентов считают выгодными инвестиции в финансовые пирамиды и что важнее для россиян - надежность банка или высокий процент по вкладу.
В 1994 году вкладчик «МММ» был в каждой десятой семье (11%). Чаще других в «МММ» вкладывали деньги москвичи и петербуржцы (22%), а также обеспеченные респонденты (18%). Большинство же россиян сообщают, что в пирамиде Мавроди не участвовали (87%). Воздержались от вложения денег в «МММ», в первую очередь, респонденты со средне и малообеспеченные россияне (по 88%).
Сегодня инвестиции в «финансовые пирамиды», как и год назад, являются, по мнению россиян, одним из самых невыгодных способов вложения денег (по 1%), наряду с паем паевого инвестиционного фонда и игрой на фондовой или валютной бирже (по 2%). Самым выгодным способом вложения денег остается недвижимость (63 против 57% год назад). Среди других выгодных вариантов - покупка золота или драгметаллов (с 21% год назад до 29% в 2012 г.), депозит в банке (с 17 до 27%). Менее удачными способами признаются покупка
антиквариата (5%), а иностранной валюте (с 13 до 9%) россияне теперь
предпочитают покупку ценных бумаг (с 7 до 11%).
Половина опрошенных (51%) предпочитают доверять свои денежные средства надежным банкам, даже если они предлагают низкие проценты по вкладам. Каждый четвертый (26% против 18-21% в период с 2005 по 2008 г.) предпочитает «среднюю надежность банков» в сочетании со «средними процентами». Рассматривают высокие проценты в качестве главного критерия для вложения денег только 6% опрошенных. Предпочтут надежность в ущерб прибыльности прежде всего россияне предпенсионного возраста (55%), жители крупных городов и городов-миллионников (57-59%), с доходом выше среднего (57%). Средний уровень дохода при средней надежности банка предпочтителен чаще для 18-34-летних (30-32%), жителей малых городов (30%), с высоким уровнем доходов (32%). Высокий процент при низкой надежности банка привлечет скорее молодежь (9%) и жителей двух столиц (10%).
Выбирая куда вложить свои свободные средства, россияне теперь предпочитают лично обходить и изучать предполагаемые для вложения банки (24 против 15% в 2007 г.), тогда как раньше главным фактором при принятии решения был совет друзей и знакомых (21 против 28%). Чуть менее популярны обращение за советом к специалистам (15%), вложение денег туда же, куда они вкладывались ранее (14%) и просмотр публикаций в газетах и журналах (13%). Меньше всего россиян предпочтут ни с кем не советоваться и положиться на свою интуицию (4%)
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 7-8 апреля 2012 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.