Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Олег Елков/ТАСС
Общество

Воспитание и наказание

Большинство родителей в России отдают предпочтение воспитанию через убеждение: говорят с детьми, а не наказывают их физически. Но опыт «жесткой руки» прошлого все еще влияет на стиль воспитания.
Фото:
Коротко о главном
  • Большинство россиян (60%) вспоминают, что их воспитывали через наставления; 32% говорят о воспитании «углом»; 24-26% — о физических наказаниях.
  • Россияне с детьми, по собственным оценкам, чаще воспитывают/воспитывали детей «словом» (75%). На втором месте — лишение ТВ, гаджетов (37%, +6 п.п. к 2022 г.). Ставят/ставили в угол 18%, телесные наказания применяют/применяли 14%, ремень — 8%.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Большинство россиян (60%) вспоминают, что их воспитывали через наставления; 32% говорят о воспитании «углом»; 24-26% — о физических наказаниях.
  • Россияне с детьми, по собственным оценкам, чаще воспитывают/воспитывали детей «словом» (75%). На втором месте — лишение ТВ, гаджетов (37%, +6 п.п. к 2022 г.). Ставят/ставили в угол 18%, телесные наказания применяют/применяли 14%, ремень — 8%.

МОСКВА, 29 мая 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян о наказании детей.

Бить или не бить?

Л. Н. Толстой считал, что «Воспитание есть стремление одного человека сделать другого таким же, каков он сам»[1]. Но всегда ли цель оправдывает средства? Хотя больше половины россиян указывают, что их в детстве воспитывали через наставления и нравоучения, физические наказания оказались довольно распространены. Каждый четвертый сталкивался с ремнем, столько же — с другими телесными наказаниями. Треть россиян могут также поделиться воспоминаниями «из угла». Меры ограничительного характера (лишение ТВ, прогулок, карманных денег) встречаются в ответах реже. Иными словами, физическое воздействие было социально допустимым и применялось не как крайняя, а как стандартная мера. Это соответствует распространенной в XX веке педагогике «жесткой руки» и авторитарной модели семьи: тогда считалось приемлемым «поставить ребенка на место» физически.

Ты же мужчина!

Подход к воспитанию в родительских семьях россиян явно не был равногендерным: современным российским мужчинам в детстве довелось гораздо чаще стоять в углу, чаще получать ремня и испытывать другие телесные наказания, а также чаще лишаться радостей детства в виде игровой приставки, просмотра ТВ, прогулок или карманных денег. Единственное, что к ним применяли реже, — разговоры, их чаще вели с девочками.

Такой гендерный разрыв в воспитании сыновей и дочерей подкрепляет традиционную модель, где мальчику «не положено» быть уязвимым («мальчики не плачут!»), а вместо разговоров мальчиков нужно «закалять» через дисциплину, жесткие методы. Девочка, напротив, должна быть социально адаптивной, чувствительной, отсюда больший акцент на разговор, внушение и более редкое применение мер физического воздействия. В долгосрочной перспективе это приводит к воспроизводству и укоренению ролевых гендерных моделей — мужской эмоциональной закрытости и женской моральной нагрузки.

Вместо тысячи слов…

Ответы россиян из разных поколений подтверждают, что силовые методы воспитания оставались популярными долгое время. Постановка в угол, наказание ремнем и другие телесные наказания — эти способы «посеять зерна разума» зумеры и миллениалы испытывали на себе так же часто, как старшие миллениалы и реформенное поколение, и даже чаще, чем поколения застоя и оттепели. При этом воспитание постепенно становилось более регулирующим (через лишение гаджетов, ТВ), чему способствовала активная цифровизация. Можно сказать, гаджеты стали новой формой родительской власти.

По-видимому, пик авторитарной модели воспитания с физическим наказанием, характерной для позднесоветской эпохи, пришелся на старших миллениалов и реформенное поколение: их ставили в угол и били ремнем чаще других. Наиболее мягкое воспитание (по воспоминаниям опрошенных) пришлось на старшие поколения, но и воспитательные беседы с ними велись реже. Также это может отражать либо непризнание насилия как «воспитания», либо забывание, вытеснение.

Главное — разговаривать!

Современные родители предпочитают верить в силу слова и, по собственному признанию, опираются в воспитании преимущественно на разговоры. Второе место занимает лишение ТВ, гаджетов (в родительских семьях россиян вторым после разговоров был ремень). Физические наказания стали «мягче», они сегодня встречаются реже и выбор чаще отдается шлепкам, подзатыльникам, а не ремню. Образ «родитель как моральный авторитет» вытесняет образ «родитель как каратель», воспитание становится более эмпатийным. Тем не менее современным детям все еще приходится «получать». Например, в реформенном поколении каждый девятый родитель бил детей ремнем, каждый седьмой применял другие телесные наказания. А среди родителей-миллениалов каждый четвертый-пятый ставит детей в угол.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому

Опыт собственного детства остается важным фактором воспроизводства методов воспитания, в том числе негуманных. У тех, кто подвергался физическим наказаниям, сохраняется склонность воспроизводить подобные практики на собственных детях (даже в теории), внутрисемейные модели воспитания оказываются устойчивыми. Такое воспроизводство не всегда сознательный выбор, а чаще следствие недостатка педагогических знаний или восприятия применявшегося к себе наказания как нормы.

Автор: Татьяна Смак

 


[1] Л. Н. Толстой. Воспитание и образование, 1862 г.

12 мая 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 12 мая 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7130; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0195; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0884.

Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Припомните, пожалуйста, какие из перечисленных ниже методов воспитания использовали, наряду с другими, Ваши родители

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

2022 г.

2025 г.

Наставления, нравоучения

62

60

Постановка в угол в качестве наказания

30

32

Наказание ремнем

21

26

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников

20

24

Ограничение просмотра телевизора/ гаджетов/ прогулок

27

24

Лишение карманных денег

11

12

Ничего из перечисленного

9

11

Другое

6

6

Затрудняюсь ответить / отказ от ответа

3

2

Припомните, пожалуйста, какие из перечисленных ниже методов воспитания использовали, наряду с другими, Ваши родители

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Наставления, нравоучения

60

57

62

59

71

63

62

55

47

Постановка в угол в качестве наказания

32

40

25

31

33

41

36

24

16

Наказание ремнем

26

34

19

24

26

27

34

21

16

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников

24

27

22

25

25

27

25

23

15

Ограничение просмотра телевизора / гаджетов / прогулок

24

28

21

40

46

30

25

10

2

Лишение карманных денег

12

16

8

14

19

18

12

6

2

Ничего из перечисленного

11

9

13

12

4

11

7

15

25

Другое

6

7

6

6

4

5

8

7

10

Затрудняюсь ответить/ Отказ от ответа

2

3

2

2

2

2

2

4

1

А какие из перечисленных ниже методов воспитания Вы используете (использовали раньше) по отношению к Вашим детям?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, у кого есть дети)

 

2022 г.

2025 г.

Наставления, нравоучения

76

75

Ограничение просмотра телевизора / гаджетов / прогулок

31

37

Постановка в угол в качестве наказания

19

18

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников

13

14

Лишение карманных денег

8

9

Наказание ремнем

7

8

Ничего из перечисленного

6

7

Другое

6

8

Затрудняюсь ответить / отказ от ответа

1

1

А какие из перечисленных ниже методов воспитания Вы используете (использовали раньше) по отношению к Вашим детям?*

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, у кого есть дети)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Наставления, нравоучения

75

74

77

69

74

80

75

69

Ограничение просмотра телевизора / гаджетов / прогулок

37

35

38

61

60

46

19

6

Постановка в угол в качестве наказания

18

19

18

20

23

16

20

9

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников

14

14

14

5

12

15

15

14

Лишение карманных денег

9

10

8

5

12

13

6

5

Наказание ремнем

8

10

6

8

7

11

6

7

Ничего из перечисленного

7

8

7

13

7

4

8

12

Другое

8

8

8

6

5

7

10

10

Затрудняюсь ответить/ Отказ от ответа

1

2

0

0

0

1

2

0

* Поколение цифры не представлено в силу малой наполненности группы.

 

А какие из перечисленных ниже методов воспитания Вы считаете допустимым использовать по отношению к детям?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, у кого нет детей)

 

2022 г.

2025 г.

Наставления, нравоучения

75

75

Ограничение просмотра телевизора / гаджетов / прогулок

44

52

Лишение карманных денег

28

29

Постановка в угол в качестве наказания

24

26

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников

9

15

Наказание ремнем

10

11

Ничего из перечисленного

6

4

Другое

8

8

Затрудняюсь ответить/ Отказ от ответа

3

3

А какие из перечисленных ниже методов воспитания Вы считаете допустимым использовать по отношению к детям?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, у кого нет детей)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Наставления, нравоучения

75

71

81

76

81

78

70

58

61

Ограничение просмотра телевизора / гаджетов / прогулок

52

50

54

41

66

55

42

35

51

Лишение карманных денег

29

33

25

29

34

33

19

19

28

Постановка в угол в качестве наказания

26

28

23

21

29

34

20

9

28

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников

15

20

8

8

18

21

14

9

18

Наказание ремнем

11

16

5

7

11

20

9

7

6

Ничего из перечисленного

4

4

5

7

3

2

3

10

0

Другое

8

9

6

7

3

9

15

7

22

Затрудняюсь ответить / отказ от ответа

3

5

1

2

5

2

5

2

0

А какие из перечисленных ниже методов воспитания Вы используете (использовали раньше) по отношению к Вашим детям?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, у кого есть дети)

 

 

 

Все опрошенные

Припомните, пожалуйста, какие из перечисленных ниже методов воспитания использовали, наряду с другими, Ваши родители?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Наставления, нравоучения

Постановка в угол в качестве наказания

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников

Наказание ремнем

Лишение карманных денег

Ограничение просмотра телевизора / гаджетов / прогулок

Ничего из перечисленного

Наставления, нравоучения

75

92

77

79

77

82

77

43

Ограничение просмотра телевизора / гаджетов / прогулок

37

42

56

53

55

63

67

17

Постановка в угол в качестве наказания

18

20

37

32

31

38

30

7

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников

14

16

22

38

26

34

25

3

Лишение карманных денег

9

12

17

20

19

40

23

1

Наказание ремнем

8

9

15

16

21

25

14

2

Ничего из перечисленного

7

2

4

5

5

5

5

32

Другое

8

6

4

3

6

3

5

10

Затрудняюсь ответить/ Отказ от ответа

1

0

2

2

1

2

1

 0

А какие из перечисленных ниже методов воспитания Вы считаете допустимым использовать по отношению к детям?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, у кого нет детей)

 

 

Все опрошенные

Припомните, пожалуйста, какие из перечисленных ниже методов воспитания использовали, наряду с другими, Ваши родители?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Наставления, нравоучения

Постановка в угол в качестве наказания

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников

Наказание ремнем

Лишение карманных денег

Ограничение просмотра телевизора / гаджетов / прогулок

Ничего из перечисленного

Наставления, нравоучения

75

90

79

81

80

83

83

30

Ограничение просмотра телевизора / гаджетов / прогулок

52

59

72

74

66

81

75

20

Лишение карманных денег

29

34

45

49

48

67

42

10

Постановка в угол в качестве наказания

26

29

50

43

45

40

33

3

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников

15

16

26

38

30

30

20

7

Наказание ремнем

11

12

22

29

26

28

15

3

Ничего из перечисленного

4

1

2

1

3

 0

1

28

Другое

8

5

3

4

5

5

2

34

Затрудняюсь ответить / отказ от ответа

3

1

2

0

1

1

2

 0

Татьяна Смак
Эксперт ВЦИОМ

«Свежий опрос ВЦИОМ позволяет выделить три тренда в воспитании детей в современной России. Во-первых, несмотря на все препятствия, продолжается переход от авторитарной модели воспитания к эмпатийной. Это следствие малодетности, массового просвещения в области возрастной психологии и популяризации идей гуманистической педагогики (для которой ребенок – не просто объект дисциплины, а личность). Во-вторых, сохраняются гендерные разрывы в воспитании: мальчиков в России по-прежнему воспитывают более жестко, представления о том, что «мужик должен быть сильным», а «девочку надо любить и баловать больше», никуда не делись. В-третьих, родительские практики уверенно адаптируются к процессам цифровизации общества. Гаджеты стали «ремнем» ХХI века, новым инструментом контроля. Для детей гаджеты сегодня – это не только досуг, игра, это и социализация, и общение, и информация, и пространство его идентичности, где он получает одобрение, находит единомышленников (аналог «прогулки во дворе» во времена детства нынешних родителей)».


30 мая 2025
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07