МОСКВА, 29 мая 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян о наказании детей.
Бить или не бить? |
Л. Н. Толстой считал, что «Воспитание есть стремление одного человека сделать другого таким же, каков он сам»[1]. Но всегда ли цель оправдывает средства? Хотя больше половины россиян указывают, что их в детстве воспитывали через наставления и нравоучения, физические наказания оказались довольно распространены. Каждый четвертый сталкивался с ремнем, столько же — с другими телесными наказаниями. Треть россиян могут также поделиться воспоминаниями «из угла». Меры ограничительного характера (лишение ТВ, прогулок, карманных денег) встречаются в ответах реже. Иными словами, физическое воздействие было социально допустимым и применялось не как крайняя, а как стандартная мера. Это соответствует распространенной в XX веке педагогике «жесткой руки» и авторитарной модели семьи: тогда считалось приемлемым «поставить ребенка на место» физически.
Ты же мужчина! |
Подход к воспитанию в родительских семьях россиян явно не был равногендерным: современным российским мужчинам в детстве довелось гораздо чаще стоять в углу, чаще получать ремня и испытывать другие телесные наказания, а также чаще лишаться радостей детства в виде игровой приставки, просмотра ТВ, прогулок или карманных денег. Единственное, что к ним применяли реже, — разговоры, их чаще вели с девочками.
Такой гендерный разрыв в воспитании сыновей и дочерей подкрепляет традиционную модель, где мальчику «не положено» быть уязвимым («мальчики не плачут!»), а вместо разговоров мальчиков нужно «закалять» через дисциплину, жесткие методы. Девочка, напротив, должна быть социально адаптивной, чувствительной, отсюда больший акцент на разговор, внушение и более редкое применение мер физического воздействия. В долгосрочной перспективе это приводит к воспроизводству и укоренению ролевых гендерных моделей — мужской эмоциональной закрытости и женской моральной нагрузки.
Вместо тысячи слов… |
Ответы россиян из разных поколений подтверждают, что силовые методы воспитания оставались популярными долгое время. Постановка в угол, наказание ремнем и другие телесные наказания — эти способы «посеять зерна разума» зумеры и миллениалы испытывали на себе так же часто, как старшие миллениалы и реформенное поколение, и даже чаще, чем поколения застоя и оттепели. При этом воспитание постепенно становилось более регулирующим (через лишение гаджетов, ТВ), чему способствовала активная цифровизация. Можно сказать, гаджеты стали новой формой родительской власти.
По-видимому, пик авторитарной модели воспитания с физическим наказанием, характерной для позднесоветской эпохи, пришелся на старших миллениалов и реформенное поколение: их ставили в угол и били ремнем чаще других. Наиболее мягкое воспитание (по воспоминаниям опрошенных) пришлось на старшие поколения, но и воспитательные беседы с ними велись реже. Также это может отражать либо непризнание насилия как «воспитания», либо забывание, вытеснение.
Главное — разговаривать! |
Современные родители предпочитают верить в силу слова и, по собственному признанию, опираются в воспитании преимущественно на разговоры. Второе место занимает лишение ТВ, гаджетов (в родительских семьях россиян вторым после разговоров был ремень). Физические наказания стали «мягче», они сегодня встречаются реже и выбор чаще отдается шлепкам, подзатыльникам, а не ремню. Образ «родитель как моральный авторитет» вытесняет образ «родитель как каратель», воспитание становится более эмпатийным. Тем не менее современным детям все еще приходится «получать». Например, в реформенном поколении каждый девятый родитель бил детей ремнем, каждый седьмой применял другие телесные наказания. А среди родителей-миллениалов каждый четвертый-пятый ставит детей в угол.
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому |
Опыт собственного детства остается важным фактором воспроизводства методов воспитания, в том числе негуманных. У тех, кто подвергался физическим наказаниям, сохраняется склонность воспроизводить подобные практики на собственных детях (даже в теории), внутрисемейные модели воспитания оказываются устойчивыми. Такое воспроизводство не всегда сознательный выбор, а чаще следствие недостатка педагогических знаний или восприятия применявшегося к себе наказания как нормы.
Автор: Татьяна Смак
[1] Л. Н. Толстой. Воспитание и образование, 1862 г.
«Свежий опрос ВЦИОМ позволяет выделить три тренда в воспитании детей в современной России. Во-первых, несмотря на все препятствия, продолжается переход от авторитарной модели воспитания к эмпатийной. Это следствие малодетности, массового просвещения в области возрастной психологии и популяризации идей гуманистической педагогики (для которой ребенок – не просто объект дисциплины, а личность). Во-вторых, сохраняются гендерные разрывы в воспитании: мальчиков в России по-прежнему воспитывают более жестко, представления о том, что «мужик должен быть сильным», а «девочку надо любить и баловать больше», никуда не делись. В-третьих, родительские практики уверенно адаптируются к процессам цифровизации общества. Гаджеты стали «ремнем» ХХI века, новым инструментом контроля. Для детей гаджеты сегодня – это не только досуг, игра, это и социализация, и общение, и информация, и пространство его идентичности, где он получает одобрение, находит единомышленников (аналог «прогулки во дворе» во времена детства нынешних родителей)».