МОСКВА, 8 декабря 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ по заказу Академии развития гражданского общества «Добрино» и Добро.рф представляет результаты опроса россиян о добровольчестве.
Волонтер – это звучит гордо! |
Роль волонтеров в решении социальных проблем общества трудно переоценить, это хорошо показали потрясения последних лет, такие как пандемия, СВО, природные бедствия. Особая ценность волонтерской деятельности заключается в социальных эффектах: укрепление связей в сообществе, формирование культуры солидарности и коллективной ответственности.
Абсолютное большинство россиян (девять из десяти) относится к волонтерству положительно, и эта поддержка одинаково высока во всех возрастных группах. Наши сограждане уверены, что у волонтеров и людей, вовлеченных в общественную деятельность, доминируют ценности, связанные с заботой о других и высокими моральными принципами. Три главных ценности: взаимопомощь и взаимоуважение (средний балл 8,5 из 10), милосердие (8,5), жизнь в целом (8,4). В топ-5 вошли также гуманизм и справедливость, высоко оцениваются созидательный труд, коллективизм, высокие нравственные идеалы, достоинство, гражданственность и патриотизм.
По мнению россиян, мотивация к волонтерству строится на сочетании моральных ценностей и личных потребностей. В основе лежит желание помогать другим, чувствовать себя неравнодушным, полезным обществу и возможность делать свой город или страну лучше. Также наши сограждане считают, что те, кто идут в волонтеры, действуют в соответствии со своими убеждениями, желая сообща решать общественные проблемы, жить интересной, насыщенной жизнью, заводить новые знакомства, получать знания, навыки и реализовывать себя.
Материальные стимулы (льготы, баллы к ЕГЭ, поездки) и прагматические мотивы важны, но остаются второстепенными, скорее усиливая, а не заменяя внутренние мотивы.
В целом, волонтерство воспринимается россиянами через ценностные смыслы этой деятельности: быть полезным, поддерживать других, укреплять социальные связи.
В волонтеры я б пошел, пусть меня научат… |
Волонтерство в России имеет значительный нереализованный потенциал вовлечения. За последние полгода-год приходилось помогать другим в качестве волонтера, по собственной оценке, 37% россиян от 14 лет. И почти столько же (32%) отметили, что хотели бы быть волонтером, то есть реальная и потенциальная аудитория практически равны, осталось понять, по каким причинам, эта готовность не конвертируется в реальные шаги и как мобилизовать этот ресурс в будущем.
|
Современное российское волонтерство — это, прежде всего, гуманитарная помощь, это самый массовый формат (57%), особенно актуальный для людей 45-59 лет. По-видимому, точкой входа здесь является помощь участникам СВО. На втором плане — экологические инициативы, где заметно сильнее представлены подростки и молодежь. В топ-3 направлений вошла и помощь животным. Четверть волонтеров оказывали помощь пожилым людям, почти столько же указали на организацию массовых мероприятий и культурных событий. Этот формат особенно популярен среди подростков и молодежи до 25 лет, очевидно, это связано с образовательными учреждениями и молодежными объединениями.
Другие форматы (донорство, работа с детьми, проекты ЗОЖ, поиск пропавших людей и пр.) заметно более нишевые, но вместе с тем они показывают, что волонтерство в России развивается как многопрофильная система.
Автор: Татьяна Смак
«Добрые поступки окончательно стали нормой жизни. Видя, как ты организуешь социальную акцию, сограждане, не вовлеченные в волонтерство, теперь не крутят у виска с вопросом «Зачем тебе это надо?» или «Сколько тебе за это платят?». Более того, они тебя поддерживают, даже лайки ставят. Это уже большое достижение, но теперь надо сделать следующие шаги – повышать эффективность и продуманность волонтерских усилий, сделать события максимально интересными и разнообразными по формату, активно развивать партнерства с медиа и лидерами мнений».