МОСКВА, 4 марта 2013 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как избиратели, голосовавшие за Владимира Путина год назад, объясняют сегодня свой выбор, что россияне думают о выполнении им своих предвыборных обещаний, на решении каких задач советуют ему сосредоточить свою деятельность, какие позитивные и негативные изменения в жизни страны ему приписывают, и как оценивают возможность появления конкурента Путину.
Сегодня в том, что отдали голос за Владимира Путина на президентских выборах год назад, признаются почти две трети россиян (65%), принявших участие в голосовании (согласно официальным результатам выборов, за него проголосовали 63,60%). Поддержку нынешнему президенту оказали, прежде всего, 45-59-летние респонденты (70%). О том, что голосовали за Геннадия Зюганова, сообщили 12% респондентов (17,18% по официальным данным) - прежде всего это пожилые (23%). Владимира Жириновского поддержали 7% опрошенных (согласно официальным результатам за него проголосовали 6,22%). За Михаила Прохорова, по собственному признанию, проголосовали 4% опрошенных (7,98% согласно официальным результатам), а за Сергея Миронова - 2% (3,85% - по официальным данным).
Спустя почти год после президентских выборов респонденты, признавшиеся, что поддержали тогда Путина, объясняют свой выбор главным образом доверием ему (26%). О результатах его работы стали говорить реже (с 26 до 19%). В то время как о том, что Путин был самым достойным из кандидатов - чаще (с 8 до 12%). Также заметно чаще респонденты стали признаваться, что проголосовали за Путина от безысходности, отсутствия достойных альтернатив (с
11 до 21%).
Более половины респондентов, голосовавших за Путина в марте прошлого года, сообщили, что предвыборные обещания политика были весомым аргументом в его пользу (58%). Прежде всего на них обратили внимание жители крупных городов (70%), респонденты с доходами чуть ниже среднего (63%), люди, не пользующиеся интернетом (62%). Еще 38% сообщили, что обещания не стали решающим фактором при голосовании за Путина. Как правило, это жители столиц, миллионников и средних городов (46-48%), обеспеченные респонденты (42%), эпизодические пользователи интернета (45%). Обещания, данные кандидатом Путиным, имели несколько большее влияние на мужчин, чем на женщин (61 против 56%).
Спустя восемь месяцев президентства Путина более половины опрошенных (58%) констатируют, что большая часть его предвыборных обещаний пока не реализована. Еще 16% уверены, что президент уже успел исполнить почти все, что обещал. Почти каждый пятый вообще не заметил работы по исполнению обещанного (19%). Сразу после выборов в марте 2012 г., размышляя о перспективах предвыборных обещаний Путина, респонденты главным образом прогнозировали полное (37%) или частичное (41%) их исполнение, вообще не верили в них 15%. Исполненным большинство предвыборных обязательств Путина считают, как правило, сторонники «Единой России» (28%), а также те, кто голосовал за него на выборах 2012 года (27%). В том, что Путин не сделал ничего в этом направлении, уверены в первую очередь сторонники ЛДПР (39%), мужчины (23%).
Топ-5 приоритетных задач президента, по мнению опрошенных, составляют: повышение благосостояние населения (22%), подъем промышленности и с/х, пенсионное обеспечение (по 13%), борьба с коррупцией (12%), обеспечение бесплатным качественным медобслуживанием (11%). По сравнению с мартом прошлого года список приоритетов скорректировался: на вершину рейтинга поднялись вопросы медицины и пенсий, более значимыми стали вопросы детских пособий и детсадов. Напротив, чуть менее значимыми стали казаться модернизация экономики и снижение безработицы.
Ключевые успехи Путина за последний год - рост благосостояния населения (11%) и борьба с коррупцией (10%). Среди позитивных изменений в жизни страны, не фигурировавших ранее в рейтинге: назначение Шойгу на пост министра обороны (2%), вступление в ВТО, улучшение качества дорог, борьба с алкоголизмом и курением (по 1%).
Главное негативное изменение в жизни страны, связанное с деятельностью Путина, по мнению опрошенных, - рост цен и высокая инфляция (16%). Также нередко указывают на коррупцию (8%), падение уровня жизни населения (7%). Среди новых просчетов президента - высокие тарифы на услуги ЖКХ (5%), принятие закона о митингах (2%), «закона Димы Яковлева» (1%), вступление в ВТО (1%) и т.д.
Мнения респондентов относительно конкурентов Путина разделились: 43% уверены, что политик, способный составить
реальную конкуренцию действующему президенту, уже есть или появится в ближайшем будущем, но 48% полагают, что такого политика нет и в ближайшее время он не появится. Десять лет назад ситуация представлялась иначе: с небольшим перевесом побеждали те, кто видел или предсказывал появление серьезного конкурента Путина (49 против 42%). Уже сегодня видят достойного соперника Путина, способного всерьез претендовать на пост президента, прежде всего жители двух столиц (16%), активные пользователи интернета (11%), электорат Зюганова и Жириновского (23-22%). В ближайшем будущем ожидают появления серьезного конкурента в основном сторонники Миронова (68%). Отрицают возможность появления у Путина конкурентов, как правило, жители крупных городов (53%), люди, не пользующиеся интернетом (52%), и те, кто голосовал за него на выборах президента (58%).
Сравнивая стиль руководства страной Путина с прежними лидерами, респонденты, как правило, не находят ему аналогов (11% вообще убеждены, что Путин имеет свой неповторимый стиль управления). Те, кому удается провести историческую параллель, чаще всего признают тождественным путинскому стилю стиль Андропова (9%). В начале нулевых это сходство было более очевидным (19-24%).
Инициативные всероссийские опросы ВЦИОМ проведены 19-20 января, 26-27 января, 9-10 февраля 2013 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.