МОСКВА, 11 марта 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие языческие и христианские обычаи россияне соблюдают, а какие нет.
На масленицу самой популярной традицией у россиян остается лакомство блинами – 85% ответили, что едят их почти каждый год. С 2011 года эта цифра выросла на 5%. Православные христиане любят блины больше, чем последователи других религий и неверующие (91% против 58% и 66% соответственно). Еще чаще, чем православные, угощаются блинами на масленицу те, кто колеблется в вере (96%).
Чучело зимы никогда не сжигали 65% респондентов, их доля с годами уменьшается (с 70% в 2011 г.). За этот же период в два раза больше стало россиян, которые почти каждый год соблюдают этот обычай (16%). Незначительно выросла доля тех, кто делает это время от времени (с 9% до 12% соответственно), и уменьшилась доля тех, кто делал это всего один раз (с 13% до 7%).
Из христианских обычаев больше всего россияне любят красить яйца на Пасху. Из года в год это делают 82% опрошенных. Причем даже среди неверующих и неопределившихся с верой эту традицию соблюдает большинство (53% и 76% соответственно). Второй по популярности обычай – просить о прощении в Прощеное воскресенье - 53% респондентов делают это каждый год, никогда не пробовали 26%. Омовение на Крещение, колядки на Рождество и гадание на Святки наши сограждане практикуют реже всего. Только 8%, 4% и 5% соответственно делают это регулярно.
Великий пост в этом году планирует соблюдать каждый четвертый опрошенный. За год эта цифра выросла на 9%. При этом 18% намерены поститься нестрого, 4% только во время Страстной недели и 5% готовы следовать всем ограничениям. Строгий пост чаще соблюдают женщины (6%), чем мужчины (3%).
Руководитель исследовательских проектов ВЦИОМ Михаил Мамонов: «Отношение к религиозным праздникам не является критерием религиозности российского общества. Говорить о сакральной значимости для большинства таких праздников скорее необоснованно. Это именно праздник, элемент традиции, а не сакральное действо. Популярностью пользуется то, что способно создать атмосферу праздника. Показательно в этой связи отношение к Великому Посту. Полностью следуют требованиям поста лишь единицы. Пост – это, прежде всего, самоограничение, «погружение в себя». А к этому большинство людей, даже относящих себя к числу верующих - не готовы. Отношение к Великому Посту как раз и является наиболее показательным индикатором степени религиозности нашего общества».
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 5-6 марта 2016 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.