МОСКВА, 9 марта 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного восприятию россиянами Великого поста и способам его соблюдения.
Последователями православной веры являются 68% россиян. Приверженность православию чаще декларируют женщины (74% vs 60% среди мужчин) и представители старшего поколения — россияне 45-59 лет (76%) и в возрасте 60 лет и старше (75%).
Четверть православных россиян соблюдают посты (24%), из них каждый пятый соблюдает только Великий православный пост (19%) и лишь 5% — строго все посты, включая Великий православный. О том, что не держат православные посты сообщили 74% опрошенных, среди молодежи 18-24 лет — 80%.
Окрашивают яйца на Пасху 71% православных россиян, соблюдающих пост. Чаще об этом сообщали 25-34-летние (83%) и жители сел (77%).
Половина соблюдающих пост отказываются от употребления животной пищи (52%) от употребления алкоголя на время Великого поста (50%). Алкоголь чаще не употребляют во время поста россияне 18-24 лет (85%). Молодежь также в три раза чаще отказывается от курения, чем россияне в целом (79% vs 25% среди всех опрошенных).
Посещают церковную службу 49% россиян, женщины почти в 1,5 раза чаще мужчин заявляли о посещении церковной службы в период Великого поста (54% vs 40% среди мужчин). Отказываются от жирной пищи 47% соблюдающих пост, в первую очередь — 25-34-летние (55%) и 45-59-летние (54%).
Отказываются от употребления нецензурной лексики и дурных мыслей по 40% наших православных сограждан, соблюдающих пост. Во время Великого православного поста россияне также причащаются (38%, среди 25-34-летних — 57%), подают милостыню (37%) и ходят в церковь на исповедь (35%).
«В период неопределенности и тревог символические элементы стабильности приобретают особое значение. Ожидание праздника Светлой Пасхи, соблюдение соответствующих традиций и обрядов, давно уже вышло за рамки православия, вплетено в светские практики: в последние годы пост стали соблюдать не относящие себя ни к одной из конфессий, а окрашивать яйца на Пасху не переставали даже в советский период тотального атеизма. Строго соблюдать все предписания и рекомендации в течение всего сорокадневного Великого поста планируют далеко не все православные. На практике этот период чаще связывается с изменением рациона питания, отказом от пищи животного происхождения. Однако Великий пост – это, прежде всего, период размышлений и духовного самоочищения, время интроспекции и осмысления, «нового образа мыслей». В сегодняшней непростой ситуации это особо актуально».