МОСКВА, 19 марта 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Институтом проблем правового регулирования НИУ Высшая школа экономики представляет результаты опроса россиян о потреблении безалкогольного пива.
По итогам февральского исследования ВЦИОМ можно выделить следующие группы потребителей пива:
- «Традиционалисты» (39%) — предпочитают только алкогольное пиво. Как правило, это мужчины в возрасте 35-59 лет и активные телезрители.
- «Ценители» (12%) — пьют и алкогольное, и безалкогольное пиво. Это и мужчины, и женщины чаще в возрасте 25-44 лет, а также любители общепита (ресторанов).
- «Трезвенники» (5%) — предпочитают только безалкогольное пиво. Чаще женщины в возрасте 25-44 лет, с более высоким, чем в остальных группах, доходом.
- «Пивные аскеты» (44%) — совсем не пьют пиво. Чаще других это женщины старшего возраста (60+), проживающие в селах и имеющие доход ниже среднего.
Несмотря на то, что россияне чаще отдают предпочтение алкогольному пиву, годовой темп прироста доли потребителей безалкогольного аналога вдвое выше, чем алкогольного (15% пьющих безалкогольное пиво заявили, что за последний год стали пить чаще безалкогольное, 7% пьющих алкогольное пиво заявили, что стали пить чаще алкогольное). Примечательно, что безалкогольное пиво воспринимается потребителями как полноценный, самостоятельный напиток: в ситуации выбора (пригласили в гости и угощают пивом) среди пьющих алкогольное пиво предпочли бы выбрать алкогольное пиво 69%, безалкогольное — 10%, а среди пьющих безалкогольное пиво ответы распределились противоположным образом: 36% выбрали бы алкогольное и 42% — безалкогольное. В целом, по данным исследования, пьющие только безалкогольное пиво реже потребляют алкоголь (включая крепкие напитки и вино) и сладкие газировки.
Большая часть наших сограждан сталкивалась с рекламой безалкогольного пива за последний год, почти в половине случаев речь шла о рекламе на ТВ (45%). Россияне демонстрируют высокую информированность о правилах рекламы пивоваренной продукции: шесть из десяти опрошенных знают, что на российском телевидении можно встретить рекламу только безалкогольного пива (60%), в общей сложности только 7% ошибочно полагают, что российским законодательством разрешена реклама алкогольного пива.
Топ-5 критериев выбора безалкогольного пива (от числа потребителей, доля группы — 17%): вкусовые качества, состав (в т.ч. натуральность ингредиентов), ценовая доступность, содержание алкоголя и бренд. «Ценители» и «трезвенники» (см. сегментацию выше) в целом руководствуются схожими критериями выбора этого безалкогольного напитка. Впрочем, некоторые различия все же имеются: любители только безалкогольного пива чаще обращают внимание на низкое содержание алкоголя, а те, кто сочетает потребление алкогольного пива с безалкогольным, смотрят на цену и доступность напитка.
«Категория безалкогольного пива активно развивается, становится все более актуальной среди потребителей, стремительно наращивая долю. Продажи безалкогольного пива в 2024 году, по данным NielsenIQ, выросли на 11,9% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Исследование подтверждает, что потребители воспринимают эту категорию как самостоятельный сегмент рынка. Данные Росстата свидетельствуют о том, что на фоне роста безалкогольного пива, потребление алкогольного — сокращается. Такая динамика в совокупности с высокой информированностью аудиторией о правилах рекламы безалкогольного пива, результаты которой отражены в исследовании, позволяет сделать вывод о том, что реклама безалкогольного пива не влияет на рост потребления алкогольных сортов».