МОСКВА, 11 января 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, как изменилось общественное доверие за пять лет.
Доверяй, но проверяй? |
Общественное доверие — ценный ресурс для общества и его развития. Оно способствует созданию стабильных связей, благодаря которым люди сотрудничают, обмениваются идеями и решают проблемы сообща. Но общественное доверие нельзя принимать как должное. Оно требует усилий от каждого из нас: уважать других, быть готовым к сотрудничеству, а также быть открытым и честным во всех видах взаимодействия. В то, что доверять можно большинству людей, верит каждый четвертый россиянин (25%, 2018 г. — 23%), а большинство — семь из десяти — склонны соблюдать осторожность во взаимоотношениях с другими (71%, 2018 г. — 74%). За пять лет показатели практически не изменились.
Основным дифференцирующим фактором доверия является материальное благосостояние: люди с высоким уровнем дохода доверяют другим в два раза чаще граждан с плохим материальным положением (33% vs. 17%). Материальное благосостояние может создавать определенные социальные сети и связи (в том числе за счет лучшего доступа к образованию и развитию), где есть больше возможностей выстроить коммуникации, основанные на взаимопомощи и доверии. Кроме этого, такие люди могут рассчитывать на свои финансовые ресурсы, чтобы в случае необходимости получить помощь или решить проблему. Это может влиять на доверие другим, так как они могут не испытывать опасений или беспокойства в отношении своего будущего.
|
И хотя большинство наших сограждан стараются быть осторожными в общении с другими, почти половина верит в честность людей. Другие люди не стали бы их обманывать, если бы им представилась такая возможность, — сегодня так думают 48% (+7 п.п. к 2018 г.). По мнению каждого третьего, в такой ситуации точно стоит ждать обмана от других (31%, −11 п.п. к 2018 г.). С 2018 г. мы стали больше верить в честность окружающих.
|
Эгоизм vs. альтруизм |
Помогая другим, мы учимся понимать чужие потребности и эмоции. Это способствует формированию социальной солидарности, эмпатии, справедливого общества. Около трети россиян отмечают, что люди чаще всего стремятся быть полезными другим (31%, +6 п.п. к 2018 г.). Чаще так думают граждане старшего возраста (37% в группе старше 60 лет), россияне с хорошим материальным положением (41%) и жители Северо-Западного округа (41%).
Однако значительная часть опрошенных говорят, что другие люди склонны думать только о себе (52%, −13 п.п. к 2018 г.). В группе с низким уровнем дохода показатель достигает 66%. За пять лет ситуация изменилась в лучшую сторону, мы стали чаще замечать альтруистические порывы и реже видеть в окружающих эгоизм.
Из данных следует, что в представлениях модального россиянина эгоизм совсем не обязательно оборачивается нечестностью; но начеку быть, конечно, нужно.