МОСКВА, 22 декабря 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного изучению удовлетворенности россиян услугами ЖКХ, и отношению к взносам на капитальный ремонт.
Большинство россиян (72%) считают качество услуг ЖКХ, предоставляемых по месту жительства, вполне приемлемым – удовлетворительным или хорошим. Доля положительных оценок «хорошо» и «отлично» за полгода выросла с 21% до 27%.
Основной проблемой ЖКХ является не столько недостаточное качество услуг (на него жаловались от 23% до 37%), сколько их высокая стоимость (68-71%). При этом половина опрошенных (49%) без подсказки не может назвать сумму своих ежемесячных коммунальных выплат – подобная неосведомленность может указывать на то, что эта статья расходов пока не рассматривается как важная.
Потребители склонны преувеличивать свои расходы на ЖКУ. Так, если доля платежа, физически осуществляемого респондентами составляет, в среднем 12% от ежемесячного дохода семьи, то ощущаемое значение оказывается практически в два раза выше – 21%. Средний размер ежемесячной выплаты за ЖКХ (по данным опроса) по России составляет 4.576 руб.
Объективными факторами, снижающими удовлетворенность россиян качеством ЖКХ, выступают проблемы, связанные с состоянием инфраструктуры и самих домов (на низкое качество жилищных услуг пожаловались 37% опрошенных, на обветшание жилого фонда – 37%). Срочного капремонта требуют дома каждого третьего (32%), каждый четвертый говорит о том, что такой ремонт понадобится в течение ближайших 3-5 лет.
Взносы на капитальный ремонт платят три четверти жителей многоквартирных домов (76%). При этом многие хотели бы как можно быстрее видеть результат: они согласны использовать кредит (43%), чтобы сначала провести капитальный ремонт своего дома, а уже потом выплачивать стоимость проведенного ремонта.
Среди различных инициатив, предложенных для повышения платежной дисциплины, наибольшей поддержкой (62%) пользуется предложение по введению штрафов за «подкручивание счетчиков». Наименьшей (20%) – введение штрафа за просрочку платежа. Структура поддержки указывает, что опрошенные в целом согласны с необходимостью повышения дисциплины, однако, в представлении респондентов, этот процесс должен быть направлен не столько на борьбу с должниками, сколько на борьбу с теми, кто ведет себя не честно, и тем самым, ухудшает положение не только управляющей компании, но и других пользователей ЖКХ.
Кирилл Родин, руководитель отдела по работе с органами государственной власти ВЦИОМ: «В целом по году ситуация достаточно стабильная с наметившейся тенденцией улучшения оценок. На эти оценки безусловно оказывают сильное влияние и процессы реформирования ЖКХ, предпринимаемые в последнее время. В частности, это касается программы капремонта. Несмотря на общую полемику в СМИ россияне сейчас в целом готовы принять эту идею, но результаты хотят видеть уже в ближайшей перспективе. Затягивание в решении этих вопросов может, конечно, привести к росту социального недовольства. В этой связи одной из возможностей россияне рассматривают вариант с созданием системы кредитования капремонта: сначала ремонт – потом оплата».
Всероссийские опросы ВЦИОМ проведены в мае-декабре 2015 г. Опрошено 9600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.