Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Максим Киселев/ТАСС
Развлечения

Турист идет на… завод!

Более половины опрошенных россиян бывали с экскурсией на индустриальных объектах. Почти столько же хотели бы там побывать.
Фото:
Коротко о главном
  • Более половины россиян хотели бы побывать с экскурсией на каком-либо промышленном предприятии (55%).
  • Наиболее привлекательные объекты индустриального туризма для наших сограждан: машиностроительные предприятия и предприятия пищевой промышленности (27% и 24% соответственно).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Более половины россиян хотели бы побывать с экскурсией на каком-либо промышленном предприятии (55%).
  • Наиболее привлекательные объекты индустриального туризма для наших сограждан: машиностроительные предприятия и предприятия пищевой промышленности (27% и 24% соответственно).

МОСКВА, 25 сентября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян на тему промышленного туризма.

За кулисами производства

Курс на технологический суверенитет актуализировал в нашей стране развитие промышленного туризма. Экскурсионные туры на различного рода индустриальные объекты — от шоколадных фабрик до атомных электростанций — дают туристам уникальную возможность оказаться за кулисами производства, познакомиться с новой профессией и ощутить причастность к чему-то большому и значимому. Согласно результатам недавнего опроса ВЦИОМ, информацию о таких экскурсиях за последний год-два видели более четверти наших сограждан, в том числе 25% встречали предложения посетить предприятия, заводы и другие промышленные объекты в своем регионе, 11% — за его пределами. Не видели подобную информацию в последнее время 69% россиян, среди предпочитающих телевидение интернету показатель достигает 82%.

Об индустриальном туризме в своем регионе чаще слышали женщины (встречали информацию 28% vs. 21% мужчин), молодежь 18-24 лет (33%), россияне со средним специальным образованием и выше (24-29%), работники бюджетных организаций (35%), а также жители Уральского и Центрального федеральных округов (31% и 29% соответственно).

Приверженность смешанной модели медиапотребления (традиционные + новые медиа) также повышает шансы получения информации о данной разновидности туризма: выбирающие и телевидение, и интернет вдвое чаще активных телезрителей встречали предложения посетить объекты промышленности с экскурсионной целью (35% vs. 15%). Еще один важный фактор — город проживания. Доля осведомленных о промышленном туризме в своем регионе и за его пределами выше среди жителей обеих столиц и городов-миллионников: встречали информацию 35% и 37% соответственно, или на 8-10 п.п. больше в сравнении с проживающими в сельской местности.

Промышленный туризм? Пробовали!..

Впечатлениями от индустриального туризма могут поделиться более половины россиян (56%) — именно столько хотя бы раз в своей жизни бывали с экскурсиями на объектах промышленности.

При этом четверть наших сограждан ограничились одним-двумя посещениями (26%), каждый восьмой — тремя-пятью визитами (12%). Поклонниками индустриального туризма можно считать тех, кто бывал на промышленных предприятиях более пяти раз, таковых среди россиян насчитывается 18%.

Промышленный туризм одинаково популярен среди мужчин и женщин (бывали на экскурсиях 57% и 56% соответственно). Основными факторами, определяющими опыт посещения промышленных объектов, служат:

  1. Возраст. Наибольший интерес к промышленному туризму демонстрирует молодежь 18-24 лет — опыт посещения промышленных объектов в этой группе есть у 69% (в том числе 45% пока ограничились одним-двумя визитами). В соседней возрастной группе показатели ощутимо скромнее: в общей сложности на экскурсиях бывал каждый второй опрошенный в возрасте 25-34 лет (48%). Среди россиян постарше (35+) суммарный показатель стабильно высок (56-58%), отличается лишь опыт посещения (чем старше респондент, тем богаче опыт).
  2. Уровень образования. Высокообразованные россияне в 1,5 раза чаще говорят об опыте посещения промышленных объектов в сравнении с теми, кто ограничился получением среднего/среднего специального образования (68% vs. 45%).
  3. Место проживания. В силу того, что промышленные предприятия в большинстве своем расположены в городах, именно их жители чаще делятся опытом посещения подобных объектов. Четверть москвичей и петербуржцев бывали на экскурсиях более пяти раз (24%), тогда как общая доля «промышленных туристов» в этой группе составила 66% (vs. 48% в сельской местности).
  4. Материальное положение. Несмотря на то что стоимость экскурсий, как правило, невысокая (а на некоторых предприятиях они вовсе проводятся бесплатно), опытом посещения промышленных объектов чаще обладают россияне с хорошим материальным положением (63%). Причем в 23% случаев речь идет о многократных визитах (более пяти раз) (23% vs. 16-17% среди россиян со средним и плохим достатком).

Дает плоды и информационная поддержка индустриального туризма: «промышленных туристов» заметно больше среди тех, кто встречал информацию об экскурсиях на фабрики, заводы и т.д. в последние годы — 76% (vs. 49% в группе тех, кому подобные новости не попадались).

…и хотим еще!

В ходе опроса 55% наших сограждан проявили желание посетить с экскурсией какие-либо промышленные предприятия, чаще интерес исходил от россиян в возрасте 18-44 лет (63-69%), с высшим образованием (60%), хорошим и средним материальным положением (60% и 56% соответственно). Не привлекает подобный формат досуга 42% опрошенных.

Потенциальный интерес к промышленному туризму обусловлен предшествующим опытом: россияне, которые уже бывали на таких экскурсиях, в 62% случаев готовы повторить визит. В группе тех, кто еще не вкусил прелести промышленного туризма, энтузиазма меньше: 47% хотели бы отправиться с экскурсией на индустриальные объекты, 52% не хотели бы.

Все заводы хороши, выбирай на вкус!

Опрос ВЦИОМ также показал, что больше всего россиян интересует то, как устроено отечественное машиностроение (в том числе авиационная, космическая отрасли, автомобилестроение и кораблестроение) и пищевая промышленность — будь у опрошенных возможность посетить какой-либо промышленный объект, предприятиям этих отраслей отдали бы предпочтение 27% и 24% соответственно. Каждый седьмой отправился бы на экскурсию на сельскохозяйственное предприятие (15%), каждый восьмой — на предприятие оборонно-промышленного комплекса (12%). Встречаются среди россиян и желающие погрузиться в мир легкой промышленности (9%) и металлургии (6%).

25 августа 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 25 августа 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7625; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0194; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1128. Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Скажите, пожалуйста, за последний год-два Вы встречали или нет в СМИ или где-либо еще информацию, предложения об экскурсиях на предприятия, заводы, фермы или другие подобные объекты в своем регионе или других регионах?

(закрытый вопрос, до двух ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Да, встречал(-а) в своем регионе

25

21

28

33

21

25

28

22

Да, встречал(-а) в других регионах

11

11

11

11

11

13

10

9

Нет, не встречал(-а)

69

72

67

64

72

70

66

72

Затрудняюсь ответить

2

2

1

1

2

0

2

3

Скажите, пожалуйста, когда-либо в течение жизни Вы бывали или нет с экскурсиями на предприятиях, фабриках, заводах, фермах или других подобных объектах? Если да, то как часто?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Бывал(-а) 1-2 раза

26

26

26

45

28

32

26

16

Бывал(-а) 3-5 раз

12

11

13

14

12

11

12

13

Бывал(-а) более 5 раз

18

20

17

10

8

13

20

28

Нет, не бывал(-а)

42

42

42

31

51

43

40

40

Затрудняюсь ответить

2

1

2

0

1

1

2

3

А Вы бы хотели или нет посетить с такой экскурсией какие-либо промышленные предприятия?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Скажите, пожалуйста, когда-либо в течение жизни Вы бывали или нет с экскурсиями на предприятиях, фабриках, заводах, фермах или других подобных объектах? Если да, то как часто?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Да, бывал(-а)

(сумма положительных ответов: «бывал (-а) 1-2 раза», «бывал(-а) 3-5 раз», «бывал(-а) более 5 раз»)

Нет, не бывал(-а)

Скорее хотел(-а) бы

55

62

47

Скорее не хотел(-а) бы

42

35

52

Затрудняюсь ответить

3

3

1

Представьте, что у Вас появилась возможность посетить с экскурсией какое-либо промышленное предприятие. Предприятия какой отрасли Вы бы выбрали? Назовите две-три отрасли

(открытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2% и более)

  Все опрошенные
Машиностроение (в том числе автомобилестроение / автопром, авиационная / самолетостроение, космическая / ракетостроение, кораблестроение / судостроение) 27
Пищевая / продовольственная / продукты питания (в том числе кондитерская / конфетная / шоколад, молочная, вино-водочный / виноделие / ликеро-водочный / пивоваренная) 24
С/Х / фермерское хозяйство (в том числе аграрная / агропромышленность / растениеводство, животноводство) 15
Военная / вооружение / ВПК / оборона / оружейная 12
Легкая промышленность / текстильная / швейная 9
Металлургия / металлообработка 6
Нефтегазовая / нефтеперерабатывающая / 3
IT / информационные технологии / компьютеры / ИИ 3
Медицинская / производство лекарств, фармацевтика 3
Химическая 3
Энергетика 2
Горнодобывающая / горнообрабатывающая / добыча полезных ископаемых 2
Электроника / микроэлектроника / электротехника 2
Строительная / строительство 2
Атомная / атомная промышленность / атомная электростанция 2
Никакие 14
Другое 11
Затрудняюсь ответить 11
Кирилл Родин
Директор по работе ВЦИОМ с органами государственной власти

«Как показывают наши последние исследования летнего туристического сезона, после бурного роста объёма внутреннего потока мы входим на некоторое плато и больших структурных изменений не наблюдаем. Если мы хотим поддерживать рост, то нам сегодня необходимо внимательнее приглядеться к отдельным нишевым направлениям, одним из которых является промышленный туризм. Интерес к нему есть, потенциал до конца не раскрыт. Что так же является особенностью данного направления - это интерес самих предприятий из промышленного сектора к молодежным турам с целью повышения информированности о производстве и привлечения новых кадров».


24 сентября 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07