МОСКВА, 25 сентября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян на тему промышленного туризма.
За кулисами производства |
Курс на технологический суверенитет актуализировал в нашей стране развитие промышленного туризма. Экскурсионные туры на различного рода индустриальные объекты — от шоколадных фабрик до атомных электростанций — дают туристам уникальную возможность оказаться за кулисами производства, познакомиться с новой профессией и ощутить причастность к чему-то большому и значимому. Согласно результатам недавнего опроса ВЦИОМ, информацию о таких экскурсиях за последний год-два видели более четверти наших сограждан, в том числе 25% встречали предложения посетить предприятия, заводы и другие промышленные объекты в своем регионе, 11% — за его пределами. Не видели подобную информацию в последнее время 69% россиян, среди предпочитающих телевидение интернету показатель достигает 82%.
Об индустриальном туризме в своем регионе чаще слышали женщины (встречали информацию 28% vs. 21% мужчин), молодежь 18-24 лет (33%), россияне со средним специальным образованием и выше (24-29%), работники бюджетных организаций (35%), а также жители Уральского и Центрального федеральных округов (31% и 29% соответственно).
Приверженность смешанной модели медиапотребления (традиционные + новые медиа) также повышает шансы получения информации о данной разновидности туризма: выбирающие и телевидение, и интернет вдвое чаще активных телезрителей встречали предложения посетить объекты промышленности с экскурсионной целью (35% vs. 15%). Еще один важный фактор — город проживания. Доля осведомленных о промышленном туризме в своем регионе и за его пределами выше среди жителей обеих столиц и городов-миллионников: встречали информацию 35% и 37% соответственно, или на 8-10 п.п. больше в сравнении с проживающими в сельской местности.
Промышленный туризм? Пробовали!.. |
Впечатлениями от индустриального туризма могут поделиться более половины россиян (56%) — именно столько хотя бы раз в своей жизни бывали с экскурсиями на объектах промышленности.
При этом четверть наших сограждан ограничились одним-двумя посещениями (26%), каждый восьмой — тремя-пятью визитами (12%). Поклонниками индустриального туризма можно считать тех, кто бывал на промышленных предприятиях более пяти раз, таковых среди россиян насчитывается 18%.
Промышленный туризм одинаково популярен среди мужчин и женщин (бывали на экскурсиях 57% и 56% соответственно). Основными факторами, определяющими опыт посещения промышленных объектов, служат:
- Возраст. Наибольший интерес к промышленному туризму демонстрирует молодежь 18-24 лет — опыт посещения промышленных объектов в этой группе есть у 69% (в том числе 45% пока ограничились одним-двумя визитами). В соседней возрастной группе показатели ощутимо скромнее: в общей сложности на экскурсиях бывал каждый второй опрошенный в возрасте 25-34 лет (48%). Среди россиян постарше (35+) суммарный показатель стабильно высок (56-58%), отличается лишь опыт посещения (чем старше респондент, тем богаче опыт).
- Уровень образования. Высокообразованные россияне в 1,5 раза чаще говорят об опыте посещения промышленных объектов в сравнении с теми, кто ограничился получением среднего/среднего специального образования (68% vs. 45%).
- Место проживания. В силу того, что промышленные предприятия в большинстве своем расположены в городах, именно их жители чаще делятся опытом посещения подобных объектов. Четверть москвичей и петербуржцев бывали на экскурсиях более пяти раз (24%), тогда как общая доля «промышленных туристов» в этой группе составила 66% (vs. 48% в сельской местности).
- Материальное положение. Несмотря на то что стоимость экскурсий, как правило, невысокая (а на некоторых предприятиях они вовсе проводятся бесплатно), опытом посещения промышленных объектов чаще обладают россияне с хорошим материальным положением (63%). Причем в 23% случаев речь идет о многократных визитах (более пяти раз) (23% vs. 16-17% среди россиян со средним и плохим достатком).
Дает плоды и информационная поддержка индустриального туризма: «промышленных туристов» заметно больше среди тех, кто встречал информацию об экскурсиях на фабрики, заводы и т.д. в последние годы — 76% (vs. 49% в группе тех, кому подобные новости не попадались).
…и хотим еще! |
В ходе опроса 55% наших сограждан проявили желание посетить с экскурсией какие-либо промышленные предприятия, чаще интерес исходил от россиян в возрасте 18-44 лет (63-69%), с высшим образованием (60%), хорошим и средним материальным положением (60% и 56% соответственно). Не привлекает подобный формат досуга 42% опрошенных.
Потенциальный интерес к промышленному туризму обусловлен предшествующим опытом: россияне, которые уже бывали на таких экскурсиях, в 62% случаев готовы повторить визит. В группе тех, кто еще не вкусил прелести промышленного туризма, энтузиазма меньше: 47% хотели бы отправиться с экскурсией на индустриальные объекты, 52% не хотели бы.
Все заводы хороши, выбирай на вкус! |
Опрос ВЦИОМ также показал, что больше всего россиян интересует то, как устроено отечественное машиностроение (в том числе авиационная, космическая отрасли, автомобилестроение и кораблестроение) и пищевая промышленность — будь у опрошенных возможность посетить какой-либо промышленный объект, предприятиям этих отраслей отдали бы предпочтение 27% и 24% соответственно. Каждый седьмой отправился бы на экскурсию на сельскохозяйственное предприятие (15%), каждый восьмой — на предприятие оборонно-промышленного комплекса (12%). Встречаются среди россиян и желающие погрузиться в мир легкой промышленности (9%) и металлургии (6%).
«Как показывают наши последние исследования летнего туристического сезона, после бурного роста объёма внутреннего потока мы входим на некоторое плато и больших структурных изменений не наблюдаем. Если мы хотим поддерживать рост, то нам сегодня необходимо внимательнее приглядеться к отдельным нишевым направлениям, одним из которых является промышленный туризм. Интерес к нему есть, потенциал до конца не раскрыт. Что так же является особенностью данного направления - это интерес самих предприятий из промышленного сектора к молодежным турам с целью повышения информированности о производстве и привлечения новых кадров».