МОСКВА, 7 октября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян об импортозамещении.
После февраля 2022 г. Россия оказалась под масштабными санкциями, с отечественного рынка ушел ряд западных компаний. Тогда ожидалось, что это приведет к спаду, дефицитам и изоляции. Аналитический центр ВЦИОМ выяснил, как изменился взгляд россиян на уход западных брендов спустя три года и ощутили ли мы на себе какие-либо изменения.
Тезис № 1: Большинство россиян так и не стали сожалеть об уходе иностранных компаний, их уход стал не драмой, а фоном |
Большинство россиян и в 2022 г., и в 2025 г. не переживали и не переживают из-за ухода иностранных брендов. Редкие эмоциональные реакции сосредоточены лишь в узких нишах — IKEA, автомобили, McDonald’s, компьютерные программы, брендовая одежда и пр. Чем старше россияне, тем легче им было попрощаться с западными компаниями, решившими уйти с российского рынка.
За три года ощущение личного удара от ухода иностранных компаний заметно ослабло. Если в 2022 г. больше половины прогнозировали ощутимое влияние от ухода, то к 2025 г. подавляющее большинство либо вообще не заметили последствий, либо оценили их как слабые. Наибольшая чувствительность тогда была у молодежи, но даже в этой возрастной группе сейчас преобладает равнодушие. А старшие когорты почти полностью вышли из зоны тревоги: уход брендов никак не изменил их повседневную жизнь.
Тезис № 2: Тема последствий ухода иностранных компаний ушла из личной повестки — большинство не заметили изменений и не ждут их |
Ожидания негативных последствий от ухода иностранных компаний за три года также заметно ослабли. В 2022 г. четверо из десяти называли ожидаемые для себя изменения на фоне ухода западных компаний, они предполагали рост цен, безработицу, дефицит отдельных товаров. Сейчас эти страхи ушли на периферию, реально столкнулись с какими-то последствиями около четверти. Большинство не ощутили последствий от ухода западных компаний. Упоминания о конкретных сложностях, таких как рост цен, проблемы с товарами, сервисами или поездками, вовсе стали редкими и точечными.
Тезис № 3: Иллюзий об импортозамещении не было и нет — заменить все не удалось, но ключевые потребности закрыты |
Восприятие импортозамещения за три года почти не изменилось: большинство по-прежнему считает, что российские производители сумели закрыть основную часть потребностей, но не все. Доля уверенных в полной замене даже немного снизилась, а доля сомневающихся и скептиков немного подросла. В целом доминирует прагматичный взгляд: заменить многое удалось, но остаются ниши, где зависимость от ушедших брендов, видимо, все-таки ощущается, особенно среди молодых поколений.
Автор: Татьяна Смак
«Спустя три года после массового исхода западных компаний из России можно подвести некоторые итоги. Ассортимент товаров и услуг стал меньше, особенно в высоком ценовом сегменте, но критически не изменился. По-настоящему серьезных дефицитов не возникло, хотя многие товары подорожали или стали хуже качеством. У россиян не возникло значимой ностальгии по «Макдональдсу», «Старбаксу» и т.д., поскольку их место заняли отечественные компании с сопоставимым набором и качеством продуктов и услуг. Сложнее обстоят дела с импортозамещением в технологически сложных секторах — таких, как автомобилестроение и гражданское авиастроение, — здесь потребительский рынок оказался оголен и держится только благодаря ранее вывезенной западной продукции (авиалайнеры) или китайскому импорту (автомобили). Обещания быстро заместить их не выполнены, но надежды остаются. В целом адаптация населения к новой конфигурации потребительского рынка состоялась и не привела к сколько-нибудь значимым потрясениям. Сохраняющиеся локальные дефициты, однако, требуют более сосредоточенной и эффективной работы нашей промышленности и более активной позиции государства».
Перейти к странице эксперта