МОСКВА, 6 октября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о медиапотреблении россиян.
С переходом к информационному обществу становится все труднее представить повседневную жизнь без интернета. Новостные сайты, цифровые версии газет и журналов, социальные медиа — перечень электронных источников информации множится с каждым годом. Удается ли телевидению успешно конкурировать с новыми медиа или победу уже одержала «Всемирная паутина»? Результаты сентябрьских опросов показывают, что с февраля 2021 года медиапредпочтения россиян претерпели минимальные изменения. Среди наших сограждан наиболее распространена смешанная модель медиапотребления: более половины опрошенных — активные пользователи и телевидения, и интернета, к обоим источникам информации они обращаются не реже нескольких раз в неделю (53%). Несмотря на ее доминирующее положение, за четыре года наметился нисходящий тренд: доля сторонников гибридной модели медиапотребления снизилась на 9 п.п. (2018 г. — 62%). Одновременно с этим растет число тех, кто в качестве основного информационного ресурса выбирает интернет, с 2018 года таковых стало вдвое больше. Сегодня активно пользуются интернетом почти треть россиян (29% vs. 13% в 2018 г.). Сохраняют приверженность традиционному СМИ, телевидению, 16% опрошенных; это минимальный показатель с начала измерений. «Медиаотшельников» — тех, кто почти не пользуется ни телевидением, ни интернетом, — среди россиян меньшинство (2%).
Медиапотребление обусловлено полом, возрастом, уровнем образования и местом проживания:
|
Таким образом, нельзя сделать вывод о вытеснении телевидения интернетом: с 2019 года структура медиапотребления в России весьма устойчива. Сформировалось стабильное ядро телезрителей, интернет-пользователей, а также выбирающих гибридную модель медиапотребления. Кроме того, развитие телевизионного интернет-вещания и рост популярности мультимедийных платформ для «умных» телевизоров (SMART TV) позволяют говорить скорее о конвергенции, смешении форматов, нежели об их противостоянии.
«Говорить о том, что интернет в ближайшем (3-5 лет) будущем заменит телевидение, по крайней мере, в привычном нам формате, преждевременно. Скорее всего, на это потребуется гораздо больше времени. Причина тому – пользовательская привычка: мы видим, что в большинстве своем гибридной модели придерживаются жители РФ в возрасте от 35 до 60 лет и старше, и меньше всего молодежь от 18 до 24 лет. То есть два канала предпочитают, в первую очередь те, чьи стратегии потребления информации сформировались еще до повсеместного проникновения wi-fi в нашу жизнь и обилия новостных сервисов в смартфонах. Как правило, мы крайне неохотно отказываемся от сформированных привычек, а учитывая тот факт, что телевидение старается адаптироваться под меняющиеся тренды и создавать новые форматы, предполагаю, что двоевласти над информационным полем продолжится».