Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Аналитический обзор
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС
Культура

Тренды культурного досуга: 1992-2022

Россияне стали чаще посещать музеи и выставки, зато популярность библиотек и книжных магазинов несколько снизилась.
Фото:
Коротко о главном
  • Четверть россиян ежемесячно посещают книжные магазины (26%).
  • 44% посещают музеи и выставки несколько раз в год и чаще.
  • Каждый третий раз в год и чаще бывает в театре (36%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Четверть россиян ежемесячно посещают книжные магазины (26%).
  • 44% посещают музеи и выставки несколько раз в год и чаще.
  • Каждый третий раз в год и чаще бывает в театре (36%).

МОСКВА, 27 июня 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос среди россиян, чтобы выяснить, как изменился их культурный досуг за 30 лет.

За последние три десятилетия в жизни россиян произошли огромные перемены — в характере потребления, работе, цифровизации, в том числе в культуре и досуге. И если одни направления культурной жизни остаются востребованными и даже набирают популярность, то другие постепенно теряют свою аудиторию. За 30 лет на 11 п.п. сократилась доля ежемесячной аудитории книжных магазинов (1992 г. — 37%; 2022 г. — 26%), 45% россиян сообщили, что посещают книжные магазины реже, чем раз в год, или не посещают их вовсе, за три десятилетия таковых стало в 1,3 раза больше (1992 г. — 36%). Нельзя интерпретировать этот показатель как отрицательный по отношению к чтению как к досугу: появились новые способы чтения и новые способы распространения книг — цифровое чтение и покупка книг в сети сократили аудиторию книжных магазинов, но не аудиторию читающих.

Три четверти россиян посещают библиотеки реже, чем раз в год, или не посещают их вовсе (75%). В 1992 г. показатель был ниже в 1,3 раза (58%, +17 п.п. к 1992 г.). При этом доля ежемесячных посетителей сократилась за 30 лет всего на 5 п.п.: 19% в 1992 г. и 14% в 2022 г. Это указывает на то, что у библиотек остается стабильное ядро постоянных посетителей.

В наши дни среди аудитории библиотек выше процент молодежи 18-24 лет (26% заходят в библиотеки раз в месяц и чаще); учащихся, студентов (44%); занятых в сфере науки, культуры и образования (27-28%), то есть тех, чья деятельность связана с обучением и необходимостью приобщения к книжным фондам.

В книжных магазинах чаще можно встретить молодежь (ежемесячно там бывают 42-35%); аудиторию с высшим образованием (34%); учащихся (54%). Книжные магазины заметно популярнее среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга — 37% ежемесячно посещают их.

Посещаемость театров за 30 лет практически не изменилась. Сегодня, как и раньше, треть россиян бывают на театральных постановках раз в год и чаще (1992 г. — 31%; 2022 г. — 36%). Доля ежемесячных посетителей театров в наши дни достигает 7% (1992 г. — 5%). Данный вид искусства привлекателен для всех возрастных аудиторий, чаще там бывают женщины (43% раз в год и чаще); граждане с высшим образованием (52%); с высоким потребительским статусом (42%); жители Москвы и Санкт-Петербурга и городов-миллионников (53-50%).

Музеи и выставки за три десятилетия увеличили свою аудиторию в 1,5 раза. Если в 1992 г. раз в год и чаще их посещали 29% россиян, то в 2022 г. — 43%. Среди посетителей музеев и выставок преобладают 25-34-летние (51% заходят туда раз в год и чаще); граждане с высшим образованием (60%); хорошим материальным положением (51%); жители Москвы и Санкт-Петербурга (71%).

За 30 лет культурный досуг россиян претерпел заметные изменения. Цифровизация и онлайн-практики сократили аудитории библиотек и книжных магазинов, а виды досуга, связанные с эмоциональным восприятием, живыми впечатлениями, такие как просмотр спектаклей и посещение выставок, не только не утратили своей популярности, но и нарастили ее. Проживание в крупном городе, высшее образование и более высокие потребительские возможности у респондентов увеличивают частоту посещения театров, книжных магазинов и музеев.

17 июня 2022 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1604 опрошенныхВ опросе приняли участие 1604 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 17 июня 2022 г.: коэффициент кооперации (COOP1)* = 0,8238; минимальный коэффициент ответов (RR1)** = 0,0233; коэффициент достижимости (RR3)*** = 0,1399.

* Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех не состоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех номеров, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют абоненты выборочным критериям или нет.

*** Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех номеров, с учетом оценки доли случаев (e), соответствующих критериям отбора в общем количестве случаев, по которым отсутствует информация об их соответствии.

Сменим тему. Скажите, как часто Вы бываете….

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

1992 г.

2022 г.

В библиотеке

Каждую неделю

5

4

Один-два раза в месяц

14

10

Один или несколько раз в год

16

9

Реже, чем раз в год, никогда

58

75

Затрудняюсь ответить

7

2

В книжных магазинах

Каждую неделю

12

5

Один-два раза в месяц

25

21

Один или несколько раз в год

24

27

Реже, чем раз в год, никогда

36

45

Затрудняюсь ответить

3

2

В театре

Каждую неделю

1

1

Один-два раза в месяц

4

6

Один или несколько раз в год

26

29

Реже, чем раз в год, никогда

65

63

Затрудняюсь ответить

4

1

В музеях, на выставках

Каждую неделю

1

1

Один-два раза в месяц

4

6

Один или несколько раз в год

24

36

Реже, чем раз в год, никогда

67

55

Затрудняюсь ответить

4

2

Скажите, как часто Вы бываете в библиотеке?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Каждую неделю

4

5

4

5

2

4

Один-два раза в месяц

10

20

14

8

7

9

Один или несколько раз в год

9

24

10

8

7

8

Реже, чем раз в год, никогда

75

50

71

78

81

77

Затрудняюсь ответить

2

1

1

1

3

2

Скажите, как часто Вы бываете в библиотеке?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

500-950 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Каждую неделю

2

3

5

4

4

4

Один-два раза в месяц

9

11

6

7

13

12

Один или несколько раз в год

13

10

14

8

7

8

Реже, чем раз в год, никогда

74

73

72

78

74

75

Затрудняюсь ответить

2

3

3

3

2

1

Скажите, как часто Вы бываете в книжных магазинах?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

 Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Каждую неделю

5

4

6

7

10

3

4

4

Один-два раза в месяц

21

17

24

34

25

19

20

15

Один или несколько раз в год

27

27

28

24

28

35

29

21

Реже, чем раз в год, никогда

45

50

41

34

37

42

44

56

Затрудняюсь ответить

2

2

1

1

0

1

3

4

Скажите, как часто Вы бываете в книжных магазинах?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

500-950 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Каждую неделю

7

6

8

6

4

4

Один-два раза в месяц

30

20

21

24

19

14

Один или несколько раз в год

32

34

34

26

25

22

Реже, чем раз в год, никогда

29

37

36

43

50

58

Затрудняюсь ответить

2

3

1

1

2

2

Скажите, как часто Вы бываете в театре?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

 Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Каждую неделю

1

0

2

4

2

0

0

1

Один-два раза в месяц

6

4

7

11

7

4

6

5

Один или несколько раз в год

29

22

34

24

31

32

31

24

Реже, чем раз в год, никогда

63

72

56

61

60

63

62

67

Затрудняюсь ответить

1

2

1

0

0

1

1

3

Скажите, как часто Вы бываете в театре?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Москва и Санкт-петербург

Города-миллионники

500-950 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Каждую неделю

0

0

2

2

2

0

Один-два раза в месяц

10

10

5

8

3

4

Один или несколько раз в год

42

40

39

32

23

15

Реже, чем раз в год, никогда

47

47

54

58

70

81

Затрудняюсь ответить

1

3

0

0

2

0

Скажите, как часто Вы бываете в музеях, на выставках?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Каждую неделю

1

1

4

1

1

0

Один-два раза в месяц

6

16

8

4

7

4

Один или несколько раз в год

36

30

40

42

37

30

Реже, чем раз в год, никогда

55

53

48

52

55

63

Затрудняюсь ответить

2

0

0

1

0

3

Скажите, как часто Вы бываете в музеях, на выставках?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

500-950 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Каждую неделю

1

0

0

3

1

2

Один-два раза в месяц

17

7

2

5

5

3

Один или несколько раз в год

53

40

47

40

33

19

Реже, чем раз в год, никогда

29

51

51

51

60

73

Затрудняюсь ответить

0

2

0

1

1

3

Степан Львов
Директор по стратегическому развитию ВЦИОМ

«Библиотекам и книжным магазинам появилась альтернатива, музеи стали интереснее, а замены театру не предвидится. Таков итог 30-летнего пути, который наше общество прошло в условиях самых разнообразных трансформаций, затронувших практически все сферы жизнедеятельности. Наиболее сильное воздействие на то, как мы потребляем культурный продукт, оказало технологическое развитие.

Возможно, мы по-прежнему самая читающая нация в мире — 92% россиян увлечены чтением книг, просто нам теперь удобнее делать это с гаджетов. Книжные магазины становятся больше похожи на места проведения досуга, где можно полистать новинки за чашкой кофе. А за покупками нужной литературы проще обратиться в интернет-магазины, благо службы доставки сегодня работают как часы.

Цифровизация коснулась и музейной сферы, но говорить однозначно, что практика онлайн-посещения музеев укоренилась, пока рано. Тем более что разнообразие и креативность современных музеев и выставок поддерживают интерес к ним на высоком уровне.

И только в царстве Мельпомены все стабильно — игру актеров вживую машины еще не скоро смогут заменить, да и зрители испытывают потребность в подзарядке от игры любимых артистов».


06 декабря 2022
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07