МОСКВА, 27 июня 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос среди россиян, чтобы выяснить, как изменился их культурный досуг за 30 лет.
За последние три десятилетия в жизни россиян произошли огромные перемены — в характере потребления, работе, цифровизации, в том числе в культуре и досуге. И если одни направления культурной жизни остаются востребованными и даже набирают популярность, то другие постепенно теряют свою аудиторию. За 30 лет на 11 п.п. сократилась доля ежемесячной аудитории книжных магазинов (1992 г. — 37%; 2022 г. — 26%), 45% россиян сообщили, что посещают книжные магазины реже, чем раз в год, или не посещают их вовсе, за три десятилетия таковых стало в 1,3 раза больше (1992 г. — 36%). Нельзя интерпретировать этот показатель как отрицательный по отношению к чтению как к досугу: появились новые способы чтения и новые способы распространения книг — цифровое чтение и покупка книг в сети сократили аудиторию книжных магазинов, но не аудиторию читающих.
Три четверти россиян посещают библиотеки реже, чем раз в год, или не посещают их вовсе (75%). В 1992 г. показатель был ниже в 1,3 раза (58%, +17 п.п. к 1992 г.). При этом доля ежемесячных посетителей сократилась за 30 лет всего на 5 п.п.: 19% в 1992 г. и 14% в 2022 г. Это указывает на то, что у библиотек остается стабильное ядро постоянных посетителей.
В наши дни среди аудитории библиотек выше процент молодежи 18-24 лет (26% заходят в библиотеки раз в месяц и чаще); учащихся, студентов (44%); занятых в сфере науки, культуры и образования (27-28%), то есть тех, чья деятельность связана с обучением и необходимостью приобщения к книжным фондам. В книжных магазинах чаще можно встретить молодежь (ежемесячно там бывают 42-35%); аудиторию с высшим образованием (34%); учащихся (54%). Книжные магазины заметно популярнее среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга — 37% ежемесячно посещают их. |
Посещаемость театров за 30 лет практически не изменилась. Сегодня, как и раньше, треть россиян бывают на театральных постановках раз в год и чаще (1992 г. — 31%; 2022 г. — 36%). Доля ежемесячных посетителей театров в наши дни достигает 7% (1992 г. — 5%). Данный вид искусства привлекателен для всех возрастных аудиторий, чаще там бывают женщины (43% раз в год и чаще); граждане с высшим образованием (52%); с высоким потребительским статусом (42%); жители Москвы и Санкт-Петербурга и городов-миллионников (53-50%).
Музеи и выставки за три десятилетия увеличили свою аудиторию в 1,5 раза. Если в 1992 г. раз в год и чаще их посещали 29% россиян, то в 2022 г. — 43%. Среди посетителей музеев и выставок преобладают 25-34-летние (51% заходят туда раз в год и чаще); граждане с высшим образованием (60%); хорошим материальным положением (51%); жители Москвы и Санкт-Петербурга (71%).
За 30 лет культурный досуг россиян претерпел заметные изменения. Цифровизация и онлайн-практики сократили аудитории библиотек и книжных магазинов, а виды досуга, связанные с эмоциональным восприятием, живыми впечатлениями, такие как просмотр спектаклей и посещение выставок, не только не утратили своей популярности, но и нарастили ее. Проживание в крупном городе, высшее образование и более высокие потребительские возможности у респондентов увеличивают частоту посещения театров, книжных магазинов и музеев.
«Библиотекам и книжным магазинам появилась альтернатива, музеи стали интереснее, а замены театру не предвидится. Таков итог 30-летнего пути, который наше общество прошло в условиях самых разнообразных трансформаций, затронувших практически все сферы жизнедеятельности. Наиболее сильное воздействие на то, как мы потребляем культурный продукт, оказало технологическое развитие.
Возможно, мы по-прежнему самая читающая нация в мире — 92% россиян увлечены чтением книг, просто нам теперь удобнее делать это с гаджетов. Книжные магазины становятся больше похожи на места проведения досуга, где можно полистать новинки за чашкой кофе. А за покупками нужной литературы проще обратиться в интернет-магазины, благо службы доставки сегодня работают как часы.
Цифровизация коснулась и музейной сферы, но говорить однозначно, что практика онлайн-посещения музеев укоренилась, пока рано. Тем более что разнообразие и креативность современных музеев и выставок поддерживают интерес к ним на высоком уровне.
И только в царстве Мельпомены все стабильно — игру актеров вживую машины еще не скоро смогут заменить, да и зрители испытывают потребность в подзарядке от игры любимых артистов».