Аналитический обзор
Фото: Алексей Кушниренко/ТАСС
Культура

Книжная культура — 2022

Несмотря на распространенность экранного чтения, привычная бумажная книга остается популярной у россиян всех возрастов.
Фото:
Коротко о главном
  • 92% россиян читают книги.
  • 58% читают бумажные книги.
  • Топ-3 жанров: художественная литература (66%), специальная (36%) и научно-популярная (33%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 92% россиян читают книги.
  • 58% читают бумажные книги.
  • Топ-3 жанров: художественная литература (66%), специальная (36%) и научно-популярная (33%).

МОСКВА, 26 мая 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о чтении в рамках совместного проекта с сайтом «Комсомольской правды» (KP.RU).

Паттерны массового чтения меняются вместе с обществом. В советский период книга была массовой, читали буквально все, но ассортимент выбора был невелик, самые интересные издания были дефицитом. В наши дни читать стали меньше, зато выросло разнообразие и авторов, и жанров, и способов чтения: аудиокниги, бумажные, электронные книги, приложения на экране компьютера, смартфона или ноутбука. Картина массового книжного чтения меняется в сторону разнообразия форматов. Бумажные книги остаются востребованными читателями всех возрастов. И хотя полюс экранного чтения сдвигается в сторону молодежи, старшие группы также вовлекаются в альтернативные бумажным способы чтения.

92% опрошенных сегодня говорят, что читают книги. Чаще других не читают 25–34-летние (13%). Чтение книг связано с уровнем образования: если среди имеющих высшее образование 4% не читают книг, то в группе со средним образованием таковых уже 13%, а с неполным средним — 27%. Ежедневный просмотр телевидения тоже, по всей видимости, оставляет меньше времени на чтение, среди ежедневных телезрителей читательская активность ниже (90%), чем у тех, кто смотрит ТВ несколько раз в неделю или реже (95%). Перечисленные различия минимальны, вычленить социально-демографическую группу «лидеров книжного чтения» практически невозможно: ни урбанизированность, ни поколенность, ни потребительский статус не определяют читательский профиль. Во многом это следствие глобализации информационного пространства — читательские практики стали другими.

Читатели из Северо-Западного федерального округа не только читают больше, чем респонденты из других округов (95%), но и чаще других читают книги для саморазвития (77%). Они также чаще отдают предпочтение художественной литературе (69%), книгам по специальности (40%), научно-популярным (37%), книгам по искусству (11%) и больше всех читают в транспорте (17%).

 

Бумага vs цифра

Несмотря на распространенность электронных форматов, печатные книги не утрачивают своей популярности. Согласно данным Российской книжной палаты, за первый квартал 2022 г. было выпущено 3078 различных книг и брошюр общим тиражом 90 044,23 тыс. экземпляров, что на 8% больше в сравнении с аналогичным периодом 2021 г. [1] Популярность бумажных книг подтверждают и данные опроса — 58% сообщили, что читали книги этой весной именно в таком формате. Далее следует телефон — с экрана смартфона читал каждый третий (35%). Еще 20% читали с экрана компьютера. Электронные книги популярны у 16%. В общей сложности с экранов читают книги 71%.

Как правило, у респондентов нет единственного способа чтения — скорее, привычка совмещать несколько удобных вариантов. Стратегия чтения «бумажная книга и смартфон» остается самой популярной во всех возрастных группах, кроме старшей — здесь популярнее «бумажная книга и компьютер». Анализ показывает, что пока нет оснований полагать, что экран заменит бумагу в ближайшее время.

[1] http://www.bookchamber.ru/statistics.html
 

  • Традиционный бумажный формат чаще предпочитают люди, ориентированные на традиционное медиапотребление: ежедневные телезрители (63%); пользующие интернетом несколько раз в неделю или месяц (64%).
  • Чаще других со смартфонов читают те, кто вовлечен в активные интернет-практики: молодые люди, люди активного трудоспособного возраста (18–44 лет — 45–51%); активные пользователи интернета, которые не смотрят или редко смотрят телевизор (50%).
  • Электронные книги более популярны среди респондентов с высшим образованием (19%); с высокими потребительскими возможностями (22%); среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (27%). В этом случае можно предположить формирование профиля «нового читателя», на который влияет урбанизированность, материальный статус и образование.

 

Что читают

Современному читателю доступны любые жанры, но предпочтение отдается художественной литературе (61%), в топ-5 вошли также книги по специальности (33%), научно-популярные книги (31%), философская литература и книги по кулинарии (по 12%). Дифференциация жанрово-тематических предпочтений особенно отчетлива по полу, возрасту и образованию, в меньшей степени — по потребительским возможностям и урбанизации. Интересно, что жанровые предпочтения связаны с телесмотрением. Постоянные телезрители чаще читают художественную литературу (64%) и книги по кулинарии (16%), тогда как те, кто не смотрит телевизор, чаще выбирают книги по специальности (40%), научно-популярную литературу (36%), философскую литературу (19%), то есть литературу, ориентированную на саморазвитие, обучение.

Чтение как досуг и самообразование

Если меняются способы книжного чтения, то ситуация чтения остается неизменной — досуг (67%). Уделяют время книгам на работе или учебе не более 10%, почитать в транспорте любят 8%. Чтение в транспорте заметно более распространенная практика в Москве и Санкт-Петербурге — 25%, что легко объясняется продолжительностью и интенсивностью поездок. Чаще в транспорте читают и те, кто делает это с телефона (14%). Чтение на досуге в большей степени популярно у пенсионеров (78%) и тех, кто читает бумажные (77%) или электронные книги (76%). Читатели электронных книг заметно чаще используют чтение для саморазвития (80%). Это указывает на то, что электронная книга не конкурирует с телефоном — у них разные аудитории и разные ситуации использования.

Ключевых мотивов книжного чтения два: саморазвитие (66%) и удовольствие (54%). Эти варианты одинаково популярны у респондентов из разных социально-демографических групп. Еще 25% отметили, что читают книги по работе или учебе, и здесь наблюдается граница между добровольным и вынужденным чтением. По работе или учебе чаще читает книги учащаяся молодежь (42%). Вариант популярнее среди тех, кто делает это с телефона (33%) или компьютера (44%), а также тех, чья работа связана с документооборотом — например, работники органов власти, управления, судебных органов (55%).

11–12 мая 2022 г.

Инициативный всероссийский интернет-опрос «ВЦИОМ-Онлайн»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Интернет-опрос «ВЦИОМ-Онлайн»

Респонденты, отобранные по стратифицированной случайной выборке из вероятностной панели, заполняли вопросник онлайн. Участники вероятностной панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

Поговорим о книгах. Скажите, пожалуйста, для чего Вы чаще всего читаете книги? Вы можете дать до 2 ответов

(закрытый вопрос, два ответа, в % от всех респондентов)

 

11–12.05.2022

Для саморазвития, чтобы узнать новое

66

Для удовольствия, развлечения

54

По работе или учебе

25

Чтобы чем-то заполнить время

6

Чтобы быстрее уснуть

3

Другое

2

Затрудняюсь ответить

0

Книг не читаю

8

На каком носителе Вы читали книги этой весной, начиная с 1 марта? Вы можете дать до 2 ответов

(закрытый вопрос, два ответа, в %)

 

Все опрошенные

18–24 года

25–34 года

35–44 года

45–59 лет

60 лет и старше

Обычные бумажные книги

58

58

48

56

55

67

В телефоне

35

50

51

45

33

16

В компьютере

20

20

12

18

18

27

В электронной книге, планшете

16

17

12

17

17

17

В распечатке на принтере

2

4

3

2

4

1

Другое

2

0

2

1

3

2

Затрудняюсь ответить

1

0

1

0

1

2

Нет ответа

8

5

13

6

9

5

Какого содержания литературу Вы читали этой весной, начиная с 1 марта? Выберите все подходящие ответы, а при необходимости напишите свой ответ

(закрытый вопрос, любое число ответов, в %)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18–24 года

25–34 года

35–44 года

45–59 лет

60 лет и старше

Художественную литературу

61

50

69

53

48

56

62

73

Книги по специальности

33

39

28

47

33

40

34

22

Научно-популярную

31

39

24

36

29

29

25

36

Религиозную литературу

7

6

8

4

4

5

8

10

Философскую литературу

12

15

11

24

19

9

8

11

Книги по кулинарии

12

7

16

4

5

11

14

19

Книги по саморазвитию от коучей

6

4

8

13

10

5

4

4

Книги по искусству

5

3

7

6

6

3

5

6

Астрологическую литературу и эзотерику

4

2

5

3

3

3

5

4

Нон-фикшн

3

3

3

6

6

2

2

2

Эротическую литературу

2

2

2

8

2

2

1

1

Другое

8

8

8

8

9

12

6

8

Затрудняюсь ответить

2

2

2

0

2

2

1

2

Нет ответа

8

10

5

5

13

6

9

5

В какой ситуации Вы чаще всего читаете книги?

(закрытый вопрос, любое число ответов, в %)

 

11-12.V.2022

В часы досуга

67

На работе / на учебе

10

В транспорте

8

Когда не здоров

2

Другое

5

Затрудняюсь ответить

1

Нет ответа

7

Кирилл Родин
Директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ

«В чем секрет бумажной книги? По оценкам экспертов, бумажный формат должен был покинуть этот мир гораздо раньше, тем не менее мы видим, что он и сегодня самый востребованный среди потребителей. Сторонники быстрого исхода бумажной книги во многом приводили аргументы именно межпоколенческого характера: молодежь все больше и больше приобщается к электронному формату, бумажный формат забывается, последние могикане, которые держат бумажную книгу в руках, вымирают. На практике мы видим другую тенденцию: да, молодежь действительно более активный пользователь электронного формата, но даже в этой аудитории бумажная книга все равно остается на первом месте».


04 июля 2022
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07