МОСКВА, 10 июня 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, какие события и фестивали привлекают россиян.
Отдыхаем дома… |
Событийный туризм – одно из быстро развивающихся и перспективных направлений в индустрии путешествий. Он предполагает поездки с целью посещения различных зрелищных, культурных, спортивных и образовательных мероприятий в других городах, регионах или странах. Изучение событийного туризма особенно актуально на фоне роста внутреннего туризма и меняющихся форматов предпочитаемого отдыха. По данным Российского союза туриндустрии, событийные туры входят в число набирающих популярность туристических предложений[1].
Шесть из десяти (58%) россиян за последний год посещали различные мероприятия по месту жительства, что говорит о достаточно высоком интересе к событийному досугу. Наиболее активны молодые граждане 18-24 лет – 80%, с возрастом активность снижается, но даже среди тех, кто старше 60 лет, примерно половина становились посетителями различных культурно-массовых мероприятий (47%). Уровень дохода – еще один фактор активности, чем лучше материальное положение, тем чаще люди «выбираются в свет». Среди россиян с высоким уровнем благосостояния показатель достигает 68% (vs. 42% в группе с низкими доходами). Положительно на досуговую активность влияет и уровень образования. Среди граждан с высшим или незаконченным высшим показатель достигает 69%, это почти в два раза выше в сравнении с теми, кто имеет неполное среднее образование (39%).
|
Наибольшей досуговой привлекательностью для наших сограждан обладают театры и кинотеатры, их в своем населенном пункте посещал каждый четвертый (26%). Затем следуют городские праздники, их назвал каждый пятый (21%). По 18% набирают концерты, шоу и музеи, выставки. То есть в большей степени россияне в своем населенном пункте ориентируются на развлекательные мероприятия. Менее востребованы образовательные (экскурсии (9%), конференции, мастер классы и тематические фестивали (по 6%)) и спортивные (матчи - 9%, марафоны, велозабеги – 4%) события.
|
Молодежь 18-24 лет в силу своей большей активности чаще посещает практически все перечисленные мероприятия. Особый интерес для них представляют театры, кинотеатры (46% vs. 26% среди всех россиян), интерес молодежи к театру подтверждают и другие исследования ВЦИОМ. Затем следуют городские праздники (27% vs. 21%), музеи и выставки (25% vs. 18%), а также ночные клубы (23% vs. 7%). Единственное направление отдыха, которое чаще привлекает не молодежь (5%), а людей постарше (35-44 лет – 10%, 45-59 лет – 13%), - это экскурсии. Общий тренд – падение с возрастом интереса ко всем видам досуговых событий по месту жительства.
|
...и в других регионах |
Событийный туризм предполагает выезд за пределы своего населенного пункта, региона или даже страны. Согласно опросу, на данном этапе такой вид туризма умеренно востребован у наших сограждан. За последний год мероприятия и события в других регионах посещал каждый четвертый (26%), это заметно ниже по сравнению с размером аудитории посетителей различных культурно-массовых мероприятий по месту жительства (58%). Большая часть опрошенных (74%) указали, что за последний год не выезжали за пределы региона в поисках развлекательных событий.
Аудитория событийного туризма в большей степени представлена молодежью 18-34 лет (34-37% vs. 15% в группе старше 60 лет), гражданами с высшим или незаконченным высшим образованием (36% vs. 8% среди имеющих неполное среднее образование), высокими потребительскими возможностями (33% vs. 14% в группе с плохим материальным положением), жителями одной из столиц (35%) и Центрального федерального округа (31%).
|
В других регионах наши сограждане в основном становились посетителями музеев, выставок (10%), экскурсий (8%), театров и кинотеатров (6%, среди молодежи до 24 лет – 16%). То есть чаще выбирали культурно-просветительский формат. Реже называются события развлекательные, предполагающие получение ярких впечатлений и эмоций: городские праздники (5%), концерты и шоу (4%), ночные клубы (3%). Конференции набирают 3%, тематические фестивали, как и спортивные матчи – по 2%.
О фестивалях |
Одной из точек притяжения по праву можно назвать фестивали - массовые культурные события, которые проходят нескольких дней, включают различные активности и объединены одной темой. Опрос выявил достаточно высокий запрос на посещение фестивалей, готовы лично посетить такие события половина россиян (48%). Это заметно выше, чем фактическое участие как в своем населенном пункте (6%), так и в других регионах (2%). Может быть несколько причин, по которым высокое заявленное желание посещать фестивали не реализуется на практике. Например, транспортные или финансовые ограничения, невысокая или несвоевременная информированность, неподходящее время проведения.
Готовность посетить фестивали выше среди молодежи (63-64% в группе 18-34 лет vs. 34% среди старшей когорты), мужчин (51% vs. 46% среди женщин), людей с хорошим материальным положением (54% vs. 37% в группе с плохим), горожан (48-53% vs. 40% среди сельчан), а также имеющих опыт событийного туризма в другом регионе (70% среди тех, кто посетил хотя бы одно мероприятие в другом регионе за последний год). Более высокий интерес к фестивалям отмечен также среди опрошенных в Северо-Западном, Уральском и Северо-Кавказском федеральных округах (52%, 53% и 54% соответственно).
|
Музыкальные фестивали по своей привлекательности для россиян уверенно обходят другие тематические направления – 22%. Особенно среди молодежи (34-40% в группе до 34 лет). Музыка - один из популярных и доступных видов искусства. Возможно, поэтому фестивали, сфокусированные на музыке, имеют наибольший отклик у аудитории.
Далее в условном рейтинге следуют исторические фестивали (13%), народные/ этнические и фестивали науки и техники (по 11%). Каждый десятый (10%) хотел бы побывать на спортивном фестивале. Почти столько же набирают гастрофестивали (9%). По 8% отметили кино- и театральные/балетные/ цирковые фестивали. Реже интерес вызывает книжная тематика (6%), байк-фестивали и фестивали моды и красоты (по 3%).
|
Идеальная поездка на фестиваль |
Теоретически восемь из десяти (81%) россиян готовы отправиться в поездку на какой-либо фестиваль, 16% заявили, что не готовы куда-либо ехать, чтобы посетить подобное событие. Причем среди молодежи 18–24 лет таковых не оказалось вовсе, тогда как в старшей когорте неготовых уже 33%.
Треть (32%) рассматривают для себя непродолжительную поездку – до трех часов, столько же согласны провести в дороге и более десяти часов – 32% (варианты «более десяти часов» и «время не важно»), еще 18% согласны на путь от четырех до девяти часов.
|
Для потенциальных посетителей фестиваля наиболее предпочтительным видом транспорта стал личный автомобиль (46%), на втором месте – поезд (17%), каждый десятый выбирает автобус и самолет (по 11%). Автомобиль чаще выбирают мужчины (51% vs. 43% среди женщин) и опрошенные 25-59 лет (50-53%). А автобус – женщины (14% vs. 7% среди мужчин) и граждане старше 60 лет (18%). Молодежь 18-24 лет в 19% случаев предпочла бы самолёт (19%).
Россияне, проявляющие интерес к фестивалям, не готовы тратить слишком много денег на их посещение, чаще всего речь идет о сумме до 10 тыс. руб. на одного человека (48%), каждый пятый (18%) назвал сумму 11-20 тыс. руб. на человека, чуть больше (22%) в целом согласны раскошелиться и на сумму, превышающую 20 тыс. руб.
Тренды событийного туризма:
- Основные факторы событийного туризма – возраст, уровень образования, доход и урбанизированность места жительства. Портрет посетителя различных культурно-массовых мероприятий и событий как в своем населенном пункте, так и за пределами региона достаточно схож. Это молодые люди, с высшим или незаконченным высшим образованием, проживающие в городах, и имеющие высокий уровень финансовых возможностей. То есть это наиболее мобильные, образованные и платежеспособные граждане.
- В большей степени оказываются исключенными как из событийного туризма, так и из различных форматов культурно-массового отдыха по месту жительства, граждане старше 60 лет, жители села, граждане с невысокими доходами и невысоким уровнем образования.
- В своем населенном пункте чаще выбираются развлекательные форматы мероприятий, за пределами региона, в рамках событийного туризма актуальнее культурно-просветительский вектор отдыха. В обоих случаях в меньшей степени востребованы оказались образовательные и спортивные мероприятия.
- Несмотря на низкий уровень посещения фестивалей как в своем населенном пункте, так и за пределами региона, россияне декларируют высокий интерес к фестивалям. Наиболее привлекательна музыкальная тематика таких событий.
- Аудитория фестивалей близка к аудитории посетителей культурно-массовых мероприятий и событий, но ее отличает чуть больший процент мужчин. Кроме того, фестивали примерно одинаково интересны россиянам с разным уровнем образования.
- Модель идеальной поездки на фестиваль выглядит следующим образом – это поездка на личном автомобиле, продолжительностью не более трех часов, с бюджетом не более 10 тысяч рублей на человека.
[1] https://rst.ru/novosti/novosti-turizma/o-populyarnyh-napravleniyah-u-rossiyan-na-majskie-prazdniki-i-trendah-vnutrennego-turizma-rasskazali-na-press-konferencii-rst-posvyashhennoj-predstoyashhemu-letnemu-sezonu.html
«Данные результата опроса позволяют нам обратить на интересную особенность, которую важно учитывать, как региональным органам власти при проведении такого рода мероприятий, так и организаторам событий. С одной стороны, россияне значительно чаще (более чем в 2 раза) посещают мероприятия в своем регионе, нежели, чем в другом. С другой – готовность к событийному туризму в другом регионе в 2 раза выше, чем текущая практика посещений событий. Таким образом, потенциал развития событийного туризма есть, но не реализован в полной мере. Возникает закономерный вопрос – как повысить привлекательность выездного событийного туризма? Факторы роста могут быть связаны с целым комплексом условий, который задаются как самим регионом, так и организаторами события. Организаторы в большей мере влияют на продуктовую сторону вопроса, к которым можно отнести – формат, тематику события (его программа и хедлайнеров), время и место его проведения, удобство логистики до мероприятия, рекламную кампанию. Регион же формирует априорные условия, в рамках которых задается событие – это и стоимость проезда до места проведения, и качество логистики (дороги, придорожная инфраструктура), и места размещения (наличие и качество гостиничного фонда), и в целом комфортность и безопасность среды. Общим условием повышения привлекательности мероприятия становится учет потребностей и интересов потенциальной целевой аудитории события, на которую направлено событие – какова предпочитаемая дата и продолжительность поездки, допустимая стоимость билета, предпочитаемый транспорт, желательный список артистов для конкретной аудитории. Тщательное изучение всех обозначенных факторов, влияющих на предпочтения потенциальной целевой аудитории – залог успешного проведения конкретного события и событийного туризма в принципе».