МОСКВА, 27 января 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о восприятии телевизионных каналов.
Ура телевещанию! |
Многие телевизионные каналы и программы имеют богатую историю, что помогает им и в цифровой век сохранять и передавать традиции, формируя общее культурное пространство для разных поколений россиян. С разной периодичностью телевизионные программы по телевизору или через интернет смотрят сегодня восемь из десяти россиян (82%), это максимум за последние пару лет (2022 г. — 79%, 2023 г. — 75%). Судя по всему, телевидение остается важным каналом медиапотребления: 57% смотрят различные телепрограммы каждый день (+6 п.п. за год). Доля зрителей за прошедший год увеличилась прежде всего за счет роста доли активных телезрителей, тех, кто проводит за просмотром телепередач более четырех часов ежедневно (с 18 до 26%).
С возрастом активность просмотра телепередач растет. Если среди молодежи 18-24 лет их смотрят 65%, то в старшей когорте (60+) показатель достигает 94%. Причем в группе старше 60 лет этому занятию ежедневно уделяют время 84% (vs. 20% среди 18-24-летних).
Наиболее частый формат просмотра — индивидуальный, почти половина зрителей телепрограмм (49%) предпочитают смотреть их в одиночку. Еще 31% смотрят телевизионные программы со своими женами / мужьями / парами, а 15% собираются за просмотром всей семьей, чуть реже — с детьми (10%). Среди молодых людей 18-24 лет, которые смотрят телепередачи, преобладает семейный просмотр (42% смотрят телепрограммы всей семьей).
ТВ в особые моменты |
В случае чрезвычайных событий в стране значительная часть россиян (43%) предпочитают получать информацию от телеканалов. На втором и третьем месте интернет-порталы, сайты и телеграм-каналы (29% и 28% соответственно). Еще 15% отметили видеохостинги, почти столько же (14%) — социальные сети и мессенджеры, радио набирает 9%, заметно уступая остальным представленным каналам. Пересчет данных показал: только традиционные медиа выберут 28%, для них это первоочередной и основной источник новостей в случае чрезвычайного происшествия и особенно высокой потребности в достоверной, актуальной информации. Только интернет-ресурсы в целом указали 47%, а 22% называли разные медиа — и традиционные, и интернет.
Для тех, кто для получения информации в чрезвычайной для страны ситуации выбирает телеканалы, наибольшую популярность имеет «Первый канал» (54%). На втором месте по этому показателю «Россия-1» (49%), достаточно часто телезрители упоминали также Россию-24 (29%) и НТВ (22%).
Тройку лидеров для просмотра трансляций наиболее значимых для страны событий (Парад Победы, обращение президента и другие) составили «Первый канал» (50%), «Россия-1» (46%) и «Россия-24» (28%). Среди других ответов: НТВ (23%), РЕН-ТВ (13%), телеканал «Звезда» (12%), более 5% набрали «Пятый канал» (9%), ТНТ и СТС (по 6%).
О семейных ценностях |
Роль телевидения не ограничивается информированием, оно играет важную роль в сохранении традиций, выступая как платформа для передачи культурных ценностей и исторической памяти. Среди телеканалов-лидеров в этом вопросе россияне называют «Первый канал» (36%), НТВ и «Россию-1» (по 25%). Более 10% набирают также «Домашний» (15%), «Спас» (14%), «Россия-Культура» и канал для детей и подростков «Карусель» (по 13%). Последний в 24% случаев отмечали те, кто, по-видимому, не так давно был его целевой аудиторией, — молодежь до 24 лет. Лидером же среди молодежи, привыкшей получать информацию из интернет-медиа и социальных сетей, стал «Первый канал» (18-24 лет — 48%, 25-34 лет — 40%). В старшем поколении первенство разделили «Первый канал» и НТВ, набрав по 31%.
Отвечая на вопрос, какие телеканалы объединяют поколения, предлагая программы, интересные для разных возрастных групп, россияне отвели первенство каналу СТС — 23%, затем следуют «Первый канал» (18%) и «Россия-1» (17%). НТВ в этом зачете набирает 15%, «Звезда» и ТНТ — по 14%.