Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Общество

Телефонное мошенничество: мониторинг

Рост числа мошеннических звонков закалил россиян: большинство опрошенных скептически оценивают свои шансы быть обманутыми телефонными аферистами.
Фото:
Коротко о главном
  • 67% россиян за последние полгода-год получали звонки от телефонных мошенников (+10 п.п. с 2021 г.), 17% — СМС-сообщения.
  • 44% наших сограждан считают, что возвратом денег, украденных в результате телефонного мошенничества, должны заниматься правоохранительные органы, 31% возлагают ответственность на банки.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 67% россиян за последние полгода-год получали звонки от телефонных мошенников (+10 п.п. с 2021 г.), 17% — СМС-сообщения.
  • 44% наших сограждан считают, что возвратом денег, украденных в результате телефонного мошенничества, должны заниматься правоохранительные органы, 31% возлагают ответственность на банки.

МОСКВА, 20 февраля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса россиян, посвященного телефонному мошенничеству.

Нежелательные звонки и СМС: масштаб проблемы

«Доверяй, но проверяй», — гласит старая русская пословица. Она как нельзя кстати приходит на ум, когда речь заходит о телефонном мошенничестве, масштабы которого в последние годы растут во всем мире. По данным ВЦИОМ, участились случаи телефонного мошенничества и в нашей стране: в ходе февральского опроса 67% россиян признались, что за последние полгода-год получали фейковые звонки, тогда как еще в 2021 г. о таком опыте могли рассказать чуть больше половины наших сограждан (57%, +10 п.п. за три года). Гораздо в меньшей степени в России распространено СМС-мошенничество — в последнее время с попытками обмана такого рода сталкивался каждый шестой (17%), в 2021 и 2022 гг. — каждый пятый (19% и 20% соответственно). Существует ряд причин, по которым злоумышленники отдают предпочтение телефонным звонкам, одна из наиболее очевидных — в ходе разговора гораздо проще, чем в обезличенных СМС-рассылках, расположить к себе потенциальную жертву, а если повезет — выманить заветную информацию и опустошить банковский счет.

Согласно полученным результатам, главный критерий выбора потенциальной жертвы — место проживания. Наиболее подвержены телефонному мошенничеству жители обеих столиц: с ним сталкивались 85% москвичей и петербуржцев (в том числе 81% получали звонки от мошенников, 26% — СМС-сообщения), тогда как в сельской местности с телефонными аферистами имели дело 57% наших сограждан: 55% получали звонки, каждый десятый — СМС (10%).

Еще один дифференцирующий фактор — уровень образования: чем он выше, тем чаще респонденты могут поделиться своим опытом «общения» с мошенниками. 77% россиян с высшим и неполным высшим образованием признались, что получали фейковые звонки, 22% сталкивались с СМС-мошенничеством, среди опрошенных со средним специальным образованием таковых набралось 60% и 14% соответственно. Едва ли это свидетельствует о большей привлекательности высокообразованных граждан для мошенников; скорее всего, различия в ответах объясняются способностью распознать попытку обмана.

Кажется, телефонным мошенникам хорошо известно, что молодежь предпочитает звонкам чаты: именно эта возрастная когорта чаще других поколений сталкивается с СМС-мошенничеством (18-24 года — 25%, 25-34 года — 24% vs. 12-17% среди россиян постарше). 

Не сталкивались ни с чем из вышеперечисленного 3 из 10 россиян (30%), среди 18-24-летних — 4 из 10 (40%). Вероятно, будучи более технически подкованными пользователями, молодые люди чаще других устанавливают на своих устройствах приложения для блокировки нежелательных звонков/рассылок, а значит, становятся менее уязвимыми перед подобным мошенничеством.

Обманываться не рады

Выйти на потенциальную жертву — лишь полдела для злоумышленников. Как показал опрос, этим, как правило, все и ограничивается: абсолютное большинство россиян, с которыми удалось связаться злоумышленникам, не попались на их удочку и не понесли денежный ущерб (93%, 2021 и 2022 гг. — 91%). Показатель остается неизменным на протяжении всего периода замеров, а это значит, что рост случаев телефонного мошенничества не конвертируется в рост числа пострадавших, попытки обмана граждан в большинстве случаев остаются безуспешными. Понесли финансовые потери 7% из числа столкнувшихся с телефонным мошенничеством (в том числе 3% оценили ущерб как незначительный, 4% — как значительный).

В целом россияне скептически оценивают свои шансы быть обманутыми телефонными мошенниками: 46% считают такое развитие событий маловероятным, 27% — невозможным. Еще 23% допускают («это вполне может случиться»), что могут лишиться денежных средств в результате действий телефонных мошенников, среди россиян постарше (45-59-лет) такой ответ звучит несколько чаще — 31%. Масштабная работа по повышению уровня цифровой и финансовой грамотности в нашей стране дает свои плоды: за последние три года доля россиян, крайне скептически оценивающих свои шансы быть обманутыми телефонными мошенниками («уверен, что этого никогда не случится»), выросла на 9 п.п. (2021 г. — 18%), а доля допускающих такое развитие событий, напротив, снизилась на 11 п.п. (2021 г. — 34%).

Считают, что вряд ли попадутся на удочку мошенников, молодые люди 25-34 лет (57%), россияне с высшим и неполным высшим образованием (53%), а также активные пользователи интернета (52%) и предпочитающие смешанную модель медиапотребления (48%).

Более уверены в своих способностях противостоять обману («уверен, что этого никогда не случится») мужчины (30% vs. 25% женщин), молодежь 18-24 лет (42%), россияне со средним образованием (42%) и хорошим материальным положением (40%), а также предпочитающие телевидение интернету (40%).

 

Кто вернет деньги?

Этим летом в России вступит в силу закон о дополнительной защите граждан от финансовых мошенников, обязывающий финансовые организации возвращать клиентам украденные деньги. Судя по полученным данным, новый законопроект удовлетворяет запрос общества, так как среди россиян доминирует точка зрения, что переведенные мошенникам деньги нужно возвращать. По мнению 44% опрошенных, этим вопросом должны заниматься правоохранительные органы, расследуя дело по заявлению пострадавшего, еще 31% возлагают ответственность на банк, услугами которого пользовался пострадавший. Каждый восьмой считает виновником жертву телефонного мошенничества и выступает против возмещения ущерба (13%).

2 февраля 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 2 февраля 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7962; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0159; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0984. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:  

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Скажите, в последние полгода-год Вам лично звонили или поступали СМС-сообщения от телефонных мошенников? Вы можете дать один или два ответа

(закрытый вопрос, до двух ответов, в % от всех опрошенных)

 

2021

2022

2024

Были звонки

57

63

67

СМС-сообщения

19

20

17

Ничего такого не было

35

33

30

Затрудняюсь ответить

1

1

1

Скажите, в последние полгода-год Вам лично звонили или поступали СМС-сообщения от телефонных мошенников? Вы можете дать один или два ответа

(закрытый вопрос, до двух ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Были звонки

67

68

66

57

63

70

71

65

СМС-сообщения

17

18

17

25

24

17

17

12

Ничего такого не было

30

29

31

40

32

28

27

30

Затрудняюсь ответить

1

1

1

0

1

0

1

2

Скажите, пожалуйста, Вы как-то пострадали финансово от действий телефонных мошенников или нет? Если да, то сумма потерь была для Вас значительной или незначительной?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кому поступали звонки или СМС от мошенников)

 

2021

2022

2024

Был значительный денежный ущерб

6

6

4

Был незначительный денежный ущерб

3

3

3

Не было никакого денежного ущерба

91

91

93

Затрудняюсь ответить

-

-

0

Как Вы оцениваете вероятность того, что Вы можете лишиться денежных средств в результате действий телефонных мошенников?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2021

2024

Довольно вероятно, это вполне может случиться

34

23

Маловероятно, это вряд ли случится

45

46

Уверен, что этого никогда не случится

18

27

Затрудняюсь ответить

3

4

Как Вы оцениваете вероятность того, что Вы можете лишиться денежных средств в результате действий телефонных мошенников?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Довольно вероятно, это вполне может случиться

23

20

25

9

15

24

31

23

Маловероятно, это вряд ли случится

46

47

46

49

57

50

45

39

Уверен, что этого никогда не случится

27

30

25

42

28

23

20

32

Затрудняюсь ответить

4

3

4

0

0

3

4

6

Остро стоит проблема возвращения денег тем, кто пострадал от телефонного мошенничества. Как Вы считаете, нужно ли возмещать такие потери пострадавшим или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2024

Возвращать нужно, это ответственность правоохранительных органов, которые должны расследовать дело по заявлению пострадавшего

44

Возвращать нужно, это ответственность банка, в котором держал деньги пострадавший

31

Возвращать не нужно, пострадавший сам виноват, что пошел на поводу у мошенников и неверно распорядился своими деньгами

13

Возвращать должен мошенник (из другого)

1

Это ответственность и банка, и правоохранительных органов (из другого)

2

Другое

4

Затрудняюсь ответить

5

Константин Абрамов
Генеральный директор Фонда «ВЦИОМ»

Уверенность наших сограждан в том, что они не станут жертвами телефонных мошенников, растет. Однако статистика говорит об обратном, и россияне продолжают лишаться накоплений. Методы выманивания персональных данных совершенствуются, а также улучшается таргетирование на потенциальных жертв в зависимости от региона проживания, уровня образования, финансовой грамотности и возраста. 

До вступления в силу закона, который будет стоять на страже интересов людей, осталось несколько месяцев. Этот закон сложный, так как должен учитывать интересы банков и запросы общества. Однако вопрос о том, кто несет ответственность за возврат утраченных средств остается открытым. Россияне чаще считают, что это обязанность правоохранительных органов и банков, но каждый восьмой отмечает, что ответственность за свои средства лежит на жертве мошенничества и выступает против возмещения ущерба.


20 ноября 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07