МОСКВА, 20 февраля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса россиян, посвященного телефонному мошенничеству.
Нежелательные звонки и СМС: масштаб проблемы |
«Доверяй, но проверяй», — гласит старая русская пословица. Она как нельзя кстати приходит на ум, когда речь заходит о телефонном мошенничестве, масштабы которого в последние годы растут во всем мире. По данным ВЦИОМ, участились случаи телефонного мошенничества и в нашей стране: в ходе февральского опроса 67% россиян признались, что за последние полгода-год получали фейковые звонки, тогда как еще в 2021 г. о таком опыте могли рассказать чуть больше половины наших сограждан (57%, +10 п.п. за три года). Гораздо в меньшей степени в России распространено СМС-мошенничество — в последнее время с попытками обмана такого рода сталкивался каждый шестой (17%), в 2021 и 2022 гг. — каждый пятый (19% и 20% соответственно). Существует ряд причин, по которым злоумышленники отдают предпочтение телефонным звонкам, одна из наиболее очевидных — в ходе разговора гораздо проще, чем в обезличенных СМС-рассылках, расположить к себе потенциальную жертву, а если повезет — выманить заветную информацию и опустошить банковский счет.
Согласно полученным результатам, главный критерий выбора потенциальной жертвы — место проживания. Наиболее подвержены телефонному мошенничеству жители обеих столиц: с ним сталкивались 85% москвичей и петербуржцев (в том числе 81% получали звонки от мошенников, 26% — СМС-сообщения), тогда как в сельской местности с телефонными аферистами имели дело 57% наших сограждан: 55% получали звонки, каждый десятый — СМС (10%).
Еще один дифференцирующий фактор — уровень образования: чем он выше, тем чаще респонденты могут поделиться своим опытом «общения» с мошенниками. 77% россиян с высшим и неполным высшим образованием признались, что получали фейковые звонки, 22% сталкивались с СМС-мошенничеством, среди опрошенных со средним специальным образованием таковых набралось 60% и 14% соответственно. Едва ли это свидетельствует о большей привлекательности высокообразованных граждан для мошенников; скорее всего, различия в ответах объясняются способностью распознать попытку обмана.
Кажется, телефонным мошенникам хорошо известно, что молодежь предпочитает звонкам чаты: именно эта возрастная когорта чаще других поколений сталкивается с СМС-мошенничеством (18-24 года — 25%, 25-34 года — 24% vs. 12-17% среди россиян постарше). |
Не сталкивались ни с чем из вышеперечисленного 3 из 10 россиян (30%), среди 18-24-летних — 4 из 10 (40%). Вероятно, будучи более технически подкованными пользователями, молодые люди чаще других устанавливают на своих устройствах приложения для блокировки нежелательных звонков/рассылок, а значит, становятся менее уязвимыми перед подобным мошенничеством.
Обманываться не рады |
Выйти на потенциальную жертву — лишь полдела для злоумышленников. Как показал опрос, этим, как правило, все и ограничивается: абсолютное большинство россиян, с которыми удалось связаться злоумышленникам, не попались на их удочку и не понесли денежный ущерб (93%, 2021 и 2022 гг. — 91%). Показатель остается неизменным на протяжении всего периода замеров, а это значит, что рост случаев телефонного мошенничества не конвертируется в рост числа пострадавших, попытки обмана граждан в большинстве случаев остаются безуспешными. Понесли финансовые потери 7% из числа столкнувшихся с телефонным мошенничеством (в том числе 3% оценили ущерб как незначительный, 4% — как значительный).
В целом россияне скептически оценивают свои шансы быть обманутыми телефонными мошенниками: 46% считают такое развитие событий маловероятным, 27% — невозможным. Еще 23% допускают («это вполне может случиться»), что могут лишиться денежных средств в результате действий телефонных мошенников, среди россиян постарше (45-59-лет) такой ответ звучит несколько чаще — 31%. Масштабная работа по повышению уровня цифровой и финансовой грамотности в нашей стране дает свои плоды: за последние три года доля россиян, крайне скептически оценивающих свои шансы быть обманутыми телефонными мошенниками («уверен, что этого никогда не случится»), выросла на 9 п.п. (2021 г. — 18%), а доля допускающих такое развитие событий, напротив, снизилась на 11 п.п. (2021 г. — 34%).
Считают, что вряд ли попадутся на удочку мошенников, молодые люди 25-34 лет (57%), россияне с высшим и неполным высшим образованием (53%), а также активные пользователи интернета (52%) и предпочитающие смешанную модель медиапотребления (48%). Более уверены в своих способностях противостоять обману («уверен, что этого никогда не случится») мужчины (30% vs. 25% женщин), молодежь 18-24 лет (42%), россияне со средним образованием (42%) и хорошим материальным положением (40%), а также предпочитающие телевидение интернету (40%). |
Кто вернет деньги? |
Этим летом в России вступит в силу закон о дополнительной защите граждан от финансовых мошенников, обязывающий финансовые организации возвращать клиентам украденные деньги. Судя по полученным данным, новый законопроект удовлетворяет запрос общества, так как среди россиян доминирует точка зрения, что переведенные мошенникам деньги нужно возвращать. По мнению 44% опрошенных, этим вопросом должны заниматься правоохранительные органы, расследуя дело по заявлению пострадавшего, еще 31% возлагают ответственность на банк, услугами которого пользовался пострадавший. Каждый восьмой считает виновником жертву телефонного мошенничества и выступает против возмещения ущерба (13%).
Уверенность наших сограждан в том, что они не станут жертвами телефонных мошенников, растет. Однако статистика говорит об обратном, и россияне продолжают лишаться накоплений. Методы выманивания персональных данных совершенствуются, а также улучшается таргетирование на потенциальных жертв в зависимости от региона проживания, уровня образования, финансовой грамотности и возраста.
До вступления в силу закона, который будет стоять на страже интересов людей, осталось несколько месяцев. Этот закон сложный, так как должен учитывать интересы банков и запросы общества. Однако вопрос о том, кто несет ответственность за возврат утраченных средств остается открытым. Россияне чаще считают, что это обязанность правоохранительных органов и банков, но каждый восьмой отмечает, что ответственность за свои средства лежит на жертве мошенничества и выступает против возмещения ущерба.