Мне звонил ВЦИОМ

Вы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Аналитический обзор
Фото: Depositphotos
Общество

Телефонное мошенничество — и как с ним бороться?

Большинство россиян за последние полгода сталкивались с телефонными мошенниками, при этом денежный ущерб понес каждый десятый.
Фото:
Коротко о главном
  • 83% россиян получали звонки или СМС-сообщения от телефонных мошенников за последние полгода.
  • Каждый третий россиянин пользуется приложениями для защиты от спам-звонков, нежелательных звонков или приложениями, которые определяют незнакомые входящие номера (35%).
  • Каждому второму доводилось разоблачать телефонного мошенника в разговоре (51%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 83% россиян получали звонки или СМС-сообщения от телефонных мошенников за последние полгода.
  • Каждый третий россиянин пользуется приложениями для защиты от спам-звонков, нежелательных звонков или приложениями, которые определяют незнакомые входящие номера (35%).
  • Каждому второму доводилось разоблачать телефонного мошенника в разговоре (51%).

МОСКВА, 18 августа 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос россиян о телефонном мошенничестве.

Позвони мне, позвони…

Современный мир предлагает широкие информационные возможности не только рядовым пользователям, но и мошенникам. Они звонят, пишут СМС, взламывают социальные сети, банковские приложения и электронную почту — технологии мошенничества усложняются, а способы становятся все более изощренными. Несмотря на обилие предупреждающей информации, новостные заголовки регулярно сообщают об очередных крупных суммах, которые граждане сами перевели мошенникам. За последние полгода с телефонным мошенничеством сталкивались большинство россиян — 83% (+7 п.п. к 2021 г.), из них 63% (+6 п.п. к 2021 г.) указали, что им поступали звонки, а 20% получали СМС-сообщения.

По данным Центробанка, за I квартал 2022 года кибермошенники похитили у клиентов банков РФ 3,3 млрд руб., что почти на 14% больше, чем годом ранее. За этот период Банк России инициировал 89 554 запроса операторам связи для принятия мер реагирования в отношении номеров телефонов, используемых в противоправных целях[1].

Чаще с телефонными мошенниками сталкиваются мужчины (87% vs. 79% среди женщин), 18-24-летние и 35-44-летние (89-90%), россияне с высшим образованием (90% vs. 57% в группе с неполным средним образованием), жители Москвы и Санкт-Петербурга (98% vs. 66% среди сельчан), активные потребители интернета (89%). Жителям Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов приходилось иметь дело с телефонными мошенниками (по 92%) в 1,4 раза чаще в сравнении с жителями Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (66-68%). Подавляющее большинство тех, на кого удалось выйти телефонным мошенникам, не понесли никакого ущерба — 91%. Значительный ущерб был причинен 6%, еще 3% — незначительный. За год эти показатели не изменились, то есть рост телефонного мощенничества не привел к росту реального ущерба.

Как распознать мошенника?

Распознать телефонных мошенников можно не только с помощью бдительности, но и при помощи приложений и программ для смартфонов, которые маркируют звонки как нежелательные, защищают от спам-звонков или определяют незнакомые входящие номера. Такими приложениями и программами пользуется треть наших сограждан (35%). Популярность подобных приложений зависит от возраста: 18-24-летние устанавливают их в три раза чаще, чем россияне старшего возраста (54% vs. 17%). Доля пользователей больше также среди имеющих высшее образование (40% vs. 27% в группе со средним образованием), жителей обеих столиц (40%), населенных пунктов численностью 100-500 тыс. и 500-950 тыс. человек (42-43%), активных пользователей интернета и интернета/ТВ (41% vs. 7% среди активных телезрителей). То есть такими программами и приложениями пользуется преимущественно «информационно» активная часть населения.

Несмотря на то, что специальное программное обеспечение позволяет маркировать входящие звонки, россияне, использующие такие приложения, сталкиваются с телефонным мошенничеством чаще — 99%, в группе не устанавливающих такие программы показатель составил 77%. Имеющие специальное ПО также на 9 п.п. чаще говорят, что им удавалось разоблачать телефонных мошенников (58% vs. 49%). Возможно, именно ПО позволяет им определить мошенников.

Самостоятельно вычислить телефонного мошенника в разговоре удавалось каждому второму россиянину — 51%. Наиболее бдительными оказались 35-44-летние (57%); имеющие высшее образование (59%); жители обеих столиц (67% vs. 38% в группе сельчан); активные потребители интернета (58%) и проживающие в Северо-Западном федеральном округе (69%). Треть россиян, хотя и не вычисляли мошенника, но убеждены, что легко смогли бы это сделать — 32% (среди 18-24-летних — 50%). Признаются, что не смогли бы распознать мошенника в телефонном разговоре 12%, среди россиян старшего возраста так думает каждый пятый (19%). В группу риска также попали имеющие неполное среднее и среднее образование (27-21%), жители села (22%), активные телезрители (22%) и проживающие в Северо-Кавказском округе (31%). Таким образом, на информационную грамотность в вопросах телефонного мошенничества в большей степени влияют возраст, образование, медиапотребление и урбанизированность.

Признаки, по которым россиянам удавалось распознать телефонного мошенника, в целом соответствуют предупреждающей информации: интонация, лексика и голос звонящего насторожили 23% тех, кто разоблачал мошенников; 17% отметили, что мошенник просил назвать данные банковской карты, пин-код; 11-10% смутило, что речь шла о несуществующих операциях, звонили из банка с непривычными вопросами или просили предоставить паспортные данные и другую конфиденциальную информацию. По 8% заподозрили неладное, когда звонящие не смогли ответить на их вопросы или озвучивали ложную информацию.

Те, кому ранее не удавалось разоблачать мошенников, предполагают, что определили бы мошенников по следующим признакам: разговор касается банковской карты или подозрительных операций со счетом (17%), звонящий задает слишком много вопросов и стремится получить дополнительную информацию (12%), звонят с незнакомого номера (12%), спрашивают персональные данные или представляются сотрудниками службы безопасности банка (по 9%), говорят, что близкие попали в беду (6%) и др. Полученные данные свидетельствуют о том, что типичные мошеннические схемы хорошо известны россиянам и большинство наших сограждан могут распознать телефонного мошенника.


[1] Обзор отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств.

I квартал 2022 года. URL: http://www.cbr.ru/analytics/ib/review_4q_2022.

 

14 августа 2022 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 14 августа 2022 г.: 1600 опрошенных, коэффициент кооперации (КК)* = 0,7907; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0235; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1760. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех не состоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Скажите, в последние полгода-год Вам лично звонили или поступали СМС-сообщения от телефонных мошенников? Вы можете дать один или два ответа

(закрытый вопрос, до двух ответов, % от всех опрошенных)

 

2021 г.*

2022 г.

Были звонки

57

63

СМС-сообщения

19

20

Ничего такого не было

35

33

Затрудняюсь ответить

1

1

* Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

Скажите, в последние полгода-год Вам лично поступали звонки или СМС-сообщения от телефонных мошенников? Вы можете дать один или два ответа

(закрытый вопрос, до двух ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

500-950 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Были звонки

63

73

65

66

68

61

52

СМС-сообщения

20

25

21

24

23

17

14

Ничего такого не было

33

22

30

31

28

35

42

Затрудняюсь ответить

1

1

1

0

0

1

2

Скажите, пожалуйста, в результате Вам был причинен денежный ущерб или нет? Если ущерб был, то сумма, которой Вы лишились, была для Вас значительной или незначительной?

(закрытый вопрос, до двух ответов, % от тех, кому поступали звонки или СМС)

 

2021 г.*

2022 г.

Был значительный ущерб

6

6

Был незначительный ущерб

3

3

Ущерба не было

91

91

* Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

Скажите, пожалуйста, на Вашем мобильном телефоне Вы пользуетесь или нет приложениями для защиты от спам-звонков, нежелательных звонков или приложениями, которые определяют незнакомые входящие номера?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Да

35

32

37

54

44

46

35

17

Нет

61

64

59

46

55

54

63

74

У меня нет смартфона

2

2

2

0

0

0

1

6

Затрудняюсь ответить

2

2

2

0

1

0

1

3

Вам когда-нибудь приходилось разоблачать телефонного мошенника в разговоре? Если нет, как Вы думаете, Вы бы смогли или нет понять, что разговариваете с телефонным мошенником?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кому поступали звонки или СМС)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Да, приходилось разоблачать

51

50

51

43

55

57

55

43

Нет, но думаю, смог бы понять, что разговариваю с мошенником

32

34

31

50

36

28

28

31

Нет, и думаю, не смог бы понять, что разговариваю с мошенником

12

12

13

7

8

9

12

19

Затрудняюсь ответить

5

4

5

0

1

6

5

7

По каким признакам Вы поняли, что разговариваете с телефонным мошенником? Назовите два-три признака

(открытый вопрос, до трех ответов, % от тех, кому приходилось разоблачать мошенника)

Интонация, голос, лексика, манера общения

23

Банковские данные узнают / код смс / номер карты / пин-код

17

Несуществующие операции в банке / списание средств, выполнен перевод

11

Якобы из банка / из банка по таким вопросам не звонят

10

Пытаются персональные данные узнать / конфиденциальную информацию / паспортные данные

10

Не владеют информацией / не могут ответить на вопросы

8

Ложная информация / неправильные данные озвучивают

8

Номер непонятный/незнакомый

6

Нет счета в этом банке / нет такой карты

5

Звонят не с номера организации, которой представляются

4

Подозрительные/некорректные вопросы

4

Тема денег

4

Требовали перевести деньги / хотят денег

4

Якобы из полиции/ правоохранительных органов

3

Интуиция

3

По разговору / в процессе разговора

2

Навязывание услуг

2

Стандартная схема / шаблонный разговор

2

Несуществующие родственники / у меня нет таких родственников

2

Шум на фоне / посторонние звуки, шумы, разговоры

2

Перезвонил(а) в организацию / человеку, которым представились

2

Акцент, говор

2

Другое

15

Затрудняюсь ответить

7

Как Вы думаете, по каким признакам можно понять, что Вам звонит телефонный мошенник? Назовите два-три признака

(открытый вопрос, до трех ответов, % от тех, кому НЕ приходилось разоблачать мошенника)

Спрашивают данные банковской карты / говорят о подозрительных операциях с карты

17

В ходе разговора / задают много вопросов / много говорят / спешат получить информацию / хотят получить положительный ответ

12

Незнакомые номера / незнакомый голос

12

Спрашивают личные данные / данные паспорта

9

Звонок из банка / представляются сотрудниками банка / служба безопасности банка

9

Разговор о деньгах / просят перевести денег / разговор, связанный с финансами

8

Говорят, что близкие или родные попали в беду (авария)

6

Предлагают товары и услуги / говорят о скидках / выигрыше

5

Озвучивают недостоверную информацию

5

Настойчивые / навязчивые

4

Манера общения / интонация / голос

4

Неуверенная, безграмотная речь / задают глупые вопросы / несут чушь

3

Задаю вопросы, откуда мой номер / не могут ответить на вопросы

3

Сразу понятно / интуиция

3

Представляются правоохранительными органами

2

Предлагают кредиты

2

Не представляются

2

Другое

8

Затрудняюсь ответить

32

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07