МОСКВА, 16 июля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о криптоиграх на базе мессенджера «Телеграм».
Крипту знаем, а хомяка не очень |
Рост популярности социальных сетей в наше время стал одним из наиболее значимых изменений в мире коммуникаций. Если для одних социальные сети — место для развлечения, общения и обмена контентом, то для других — источник заработка, и не только привычных рублей, но и криптовалюты. О таких цифровых деньгах наслышаны почти девять из десяти россиян (87%), в том числе каждый пятый хорошо знает, что такое криптовалюта, а 66% что-то слышали.
|
В последнее время в «Телеграме» набирает популярность чат-бот Hamster Kombat, дающий возможность заработать криптовалюту HAMS, участвуя в игре. Разработчики уверяют, что токены HAMS впоследствии можно будет вывести и обменять на другие криптовалюты или привычные деньги. В общей сложности знают или что-то слышали о «хомяке» четверо из десяти (42%) наших сограждан, в том числе хорошо знают о нем только 14%. Показатель общей информированности значительно выше среди молодежи (86% зумеров, 72% младших миллениалов), тех, кто изначально хорошо знает о криптовалюте (67%), ежедневных пользователей «Телеграма» (62%), жителей обеих столиц и городов-миллионников (53% и 50% соответственно), а также активных интернет-пользователей (62%).
Несмотря на известность Hamster Kombat среди определенных групп, в общем по стране более половины опрошенных (57%) вообще не знают об этом чат-боте. Иными словами, популярность Hamster Kombat носит скорее локальный характер и ограничивается наиболее технологически продвинутыми, молодыми и «цифровизованными» пользователями «Телеграма». В масштабах всей страны его известность пока скорее ограничена.
|
«Нахомячить» про запас… |
Большая часть (58%) осведомленных о чат-боте Hamster Kombat не используют его сами и не знают о том, чтобы кто-то в их окружении использовал его, среди людей старшего возраста показатель достигает 73-85%. Только 8% отметили, что пытаются заработать криптовалюту с помощью «хомяка» (в пересчете от всех опрошенных это 3%). Показатель выше среди молодежи (12% среди зумеров), граждан с неполным средним образованием (16%), жителей городов-миллионников (12%) и крупных городов (500-950 тыс. чел. — 15%). Ежедневный опыт использования «Телеграма» (10%), высокая информированность о криптовалюте в целом (11%) или активное пользование интернетом (8%) не влияют на интерес к Hamster Kombat.
Еще 9% в группе знающих о чат-боте отметили, что с помощью Hamster Kombat пытаются заработать их родственники, а каждый третий (32%) слышал, что «хомяком» пользуются его друзья. Причем молодежь на таких друзей указывает намного чаще (53% зумеров и 45% младших миллениалов).
Из данных следует, что Hamster Kombat пока не получил широкого распространения среди россиян. Несмотря на то что четверо из десяти наших сограждан знают или что-то слышали о нем, доля тех, кто пытается заработать на чат-боте, остается крайне скромной.
Чистый майнинг и никакого обмана! |
Превратить «игровые» деньги в реальные — звучит как мечта из детства, ведь обычно бывает наоборот. Тем не менее известны отдельные примеры, когда пользователи зарабатывали потенциальную криптовалюту, просто «тапая» по изображению монеты на экране телефона, а потом даже выводили заработанное в привычные деньги. Однако россияне скорее не верят в такую возможность заработать (67%), чем верят (16%).
С большей долей вероятности поверят в реальность заработка криптовалюты в обмен на простые действия, такие как клик на картинку, мужчины (22% vs. 11% женщин), молодежь (28-29% зумеров и младших миллениалов), ежедневные пользователи «Телеграма» (20%), «знатоки» криптовалют (26%) и активные «интернетчики» (21% vs. 10% среди телезрителей).
Скептично относятся к подобному чаще других женщины (72% vs. 62% мужчин), старшие миллениалы (76%), граждане с высшим и неполным высшим образованием (71%) и те, кто использует многоканальную модель медиапотребления — интернет и ТВ (72%). Значительная часть россиян затруднились с ответом на этот вопрос (17%), особенно в старшем возрасте (26% и 37% среди поколений застоя и оттепели соответственно), что указывает на определенную сложность темы криптовалюты.
«Большая часть кликеров рассчитана на то, что они будут использоваться их в ежедневном режиме, скрашивая привычную рутину вроде поездки в метро или очереди в магазине. Но далеко не все подобные проекты, в отличие от «Хомяка», добиваются «вирусного эффекта». Всего за 3 месяца о «Hamster Kombat» узнали 42% россиян, что свидетельствует о крайне быстром росте популярности. Для того чтобы кликер вышел за границы обычного таймкиллера, он должен предложить пользователям нечто большее, чем просто развлечение.
«Hamster Kombat» предлагает игрокам «надежду на быстрое обогащение» и «ощущение себя частью большой социальной группы». И то, и другое — беспроигрышные стимулы, задействующие не столько рациональные, сколько эмоциональные зоны человеческого восприятия. «Надежда на быстрое обогащение» в «Хомяке» аналогична той, что испытывает игрок в финансовых пирамидах: практически ничего не делая, при минимальных усилиях, ты надеешься, что в какой-то момент получишь значимую прибыль.
А «ощущение себя частью группы» напоминает те же принципы, которые мы видели в «Счастливом фермере» в конце нулевых, «Pokemon Go» и других схожих проектах в десятых: пользователь считает, что в «Хомяка» играют его знакомые или друзья, и тоже начинает «тапать», чтобы, с одной стороны, посоревноваться, а с другой стороны — ощутить «состояние общего дела».
Любопытно, что напрямую интерес заработка криптовалюты через «Хомяка» высказали только 8% из тех, кто знаком с проектом, в то время как 41% отметил, что «зарабатывать» пытаются их родственники (9%) или друзья (32%). Возможно, многие из знакомых с ботом понимают, что вероятность реального заработка там невелика, и, опасаясь, что столкнутся с классическими стереотипами в духе «это же пирамида», «ты же умный человек, зачем ты тратишь на это время?», не готовы открыто рассказывать, что «тапают». Это также может свидетельствовать о том, что «Hamster Kombat» — в большей степени медийный проект: реальных пользователей там меньше, чем кажется на первый взгляд».