Аналитический обзор
Фото:
Экономика

Свой бизнес: сегодня и 25 лет назад

В деле основания собственного бизнеса наши современники проявляют большую активность и надежду на успех, чем жители позднего СССР.
Фото:
Коротко о главном
  • Каждый третий россиянин (34%) заявляет о желании открыть свое дело, стать владельцем компании (среди 18-24-летних 60%)
  • Из них уже предпринимают для этого определенные действия 17%
  • 60% наших сограждан не стремятся стать бизнесменами, чаще всего объясняя это недостатком денежных средств (37%) или здоровья (30%)
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Каждый третий россиянин (34%) заявляет о желании открыть свое дело, стать владельцем компании (среди 18-24-летних 60%)
  • Из них уже предпринимают для этого определенные действия 17%
  • 60% наших сограждан не стремятся стать бизнесменами, чаще всего объясняя это недостатком денежных средств (37%) или здоровья (30%)

МОСКВА, 30 мая 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как изменилось отношение к предпринимательству за последние 25 лет.

Сегодня, в сравнении со временами позднего СССР, россияне уже более определенно отвечают на вопрос о том, хотели бы они открыть свое дело: не желают становиться бизнесменами 60% (с 49% в 1991 г.), напротив, выражают такое стремление 34% (25 лет  назад – 29%), в молодежной среде готовы к этому 60%, среди людей пенсионного возраста – 6%. Доля затруднившихся с ответом заметно сократилась (с 20% до 3%).

При этом среди потенциальных бизнесменов (желающих открыть свое дело) уже предпринимают для этого какие-то действия только 17% (что, однако, больше, чем в 1991 г. – 8%), еще 33% обещают начать работу над этим в ближайшее время. Наиболее интересными сферами им кажутся розничная торговля (24%, ранее – 14%), общественное питание, транспорт и бытовое обслуживание (17%). Каждый второй из заявивших о своем намерении заняться предпринимательством (47%) откладывает фазу активных действий на неопределённый срок. 

За 25 лет вдвое вырос уровень оптимизма относительно успеха бизнес-карьеры – 71% потенциальных предпринимателей (планирующих начать свое дело и уже предпринимающих для этого какие-то действия) надеется, что задуманное им удастся (ранее так говорили только 35%).

Респонденты, не желающие открыть свое дело, и те, кто пока для этого ничего не делает, объясняют это неимением необходимых материальных средств (37%), плохим здоровьем и старостью (30%), отсутствием интереса к бизнесу (20%) и др.

Среди всех опрошенных наиболее распространено мнение, что для удачи в бизнесе прежде всего нужны деньги (34%). 27% отмечают значимость личных качеств, 23% - связей и знакомств. При этом уже действующие бизнесмены говорят, что предпринимателю для успеха нужны в первую очередь не деньги (12%), а личные качества (45%) и полезные знакомства (27%).

Данные комментирует директор специальных программ ВЦИОМ Елена Михайлова: «За последние четверть века сформировались более четкие представления о предпринимательской деятельности: если в 1991 году, на этапе становления институтов рыночной экономики, общественное мнение базировалось на абстрактных представлениях о бизнес-процессах, то сегодня готовность к открытию собственного дела является одним из показателей качества сформированной бизнес-среды. Так, за прошедшие десятилетия значимо увеличилась доля потенциальных предпринимателей, убежденных в успешной реализации планов по открытию бизнеса, что свидетельствует об эффективности созданной обширной инфраструктуры поддержки предпринимательства. Молодежь как социальная группа, характеризующаяся высокой активностью и склонностью к риску, выражает высокую готовность к участию в предпринимательской деятельности. Однако препятствием для использования этого потенциала может выступать заниженная оценка значимости личных качеств, инициативности в успешном построении бизнес-карьере. Стереотип восприятия начинающего бизнесмена как имеющего существенный стартовый капитал является устойчивым».

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 14-15 мая 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07