МОСКВА, 28 июля 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, что любят делать россияне.
Гулять, готовить еду и фантазировать |
Свободное время играет важнейшую роль в функционировании общества, а его содержательное наполнение является маркером и качества жизни человека, и достигнутого уровня развития всего общества. Занятия, которые выбирают люди, определяются их социально-экономическими потребностями, которые проявляются в интересах и реализуются в реальном поведении. 1990-е гг. оказались трудными: произошел спад производства и уровня доходов, привычная жизнь изменилась, а перспективы были туманными. В такие периоды беднеют и культурно-досуговые практики, на них попросту не остается сил и времени. В 1992 г. в топ-5 любимых занятий россиян входили прогулки на природе (57%), сон (51%), приготовление еды (49%), выпивка в хорошей компании (45%), мечты и фантазии (42%). За 30 лет досуг россиян стал намного разнообразнее, насыщеннее, но прогулки на свежем воздухе по-прежнему занимают лидирующие позиции — 87% (+30 п.п. к 1992 г.). Рост показателя может быть обусловлен урбанизацией, активным благоустройством городов парками, зонами отдыха, где приятно проводить время одному или с семьей.
На втором месте приготовление еды — 73% (+24 п.п.). Если 30 лет назад людям приходилось проявлять смекалку, чтобы накормить гостей, семью, то в наши дни любые продукты доступны, а разнообразие рецептов поражает. Сегодня приготовление пищи для многих стало хобби, способом проявления заботы о близких, раскрытия своих кулинарных талантов.
На третьем месте среди любимых занятий россиян сразу два варианта — мечтать, фантазировать и оставаться наедине с самим собой — 70% (+28-29 п.п. к 1992 г.). На это могли повлиять и высокий темп жизни, и просто больший выбор жизненных сценариев, возможностей и перспектив, о которых теперь можно помечтать.
Дифференциация досуговых предпочтений особенно отчетлива по возрасту, полу и образованию, в меньшей степени по потребительским возможностям и урбанизации:
|
Петь, плясать и веселиться |
В топ-5 любимых занятий россиян вошли кроссворды — их любят решать 69% наших сограждан. За три десятилетия показатель вырос в 2,5 раза (1992 г. — 28%). У женщин кроссворды занимают третье место (78%), а у россиян старше 60 лет — второе (75%). Можно предположить, что рост популярности такого досуга связан с доступностью кроссвордов самых разных видов, как в печатных изданиях, так и в онлайн-формате или в формате приложений для телефона. Две трети наших сограждан признались, что любят спать — 67% (+16 п.п. к 1992 г.), особенно это занятие популярно у молодежи 18-34 лет (83-84%) — сон занимает второе место после прогулок. В два раза выросла за три десятилетия популярность туристических походов — с 31% в 1992 г. до 61% в 2022 г. Сегодня это целая индустрия, предоставляющая желающим и организованные маршруты, и необходимое снаряжение, и специальный транспорт.
Каждый второй россиянин в наши дни любит танцевать — 53% (+13 п.п. к 1992 г.) и выпить в хорошей компании — 51% (+6 п.п.); чуть меньше отметили, что любят петь — 48% (+13 п.п.).
|
Письма лично сам я на почту ношу… |
С ростом числа магазинов выросло и число любителей шопинга: если в 1992 г. это был каждый третий (31%), то сегодня — каждый второй (45%). За покупками чаще можно встретить женщин (56% vs. 31% у мужчин) и молодежь 18-24 лет (66%). За три десятилетия в полтора раза увеличился процент тех, кто любит спорить (43% vs. 32% в 1992 г) и рассказывать анекдоты (42% vs. 28% в 1992 г). А доля игроков в карты практически не изменилась (40% vs. 36% в 1992 г.). Почти 40% россиян в наши дни с удовольствием бывают на охоте и рыбалке (39% vs. 26% в 1992 г.).
|
Треть наших сограждан в свободное время любят играть в шахматы и писать письма (по 34%). Процент шахматистов вырос с 1992 г. в 1,7 раза (20%), а доля любителей эпистолярного жанра — в 2 раза (18%). Возможно, интерес к письмам связан с приходом в нашу жизнь электронной почты.
Все важнейшие социально-экономические изменения, происходящие в обществе, в условиях жизни, отражаются на поведении людей и использовании ими времени. Свободное время — важнейший ресурс общества и маркер ценностных ориентаций населения. За 30 лет досуг россиян стал разнообразнее, число активных и продуктивных видов досуга увеличилось в разы, а игры в карты и выпивка в компании остались на прежнем уровне. Это значит, что мы стали проводить время с большей пользой для себя и близких.