МОСКВА, 14 февраля 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о восприятии россиянами Дня всех влюбленных и удачных местах поиска второй половинки.
Что празднуем? |
14 февраля во многих странах отмечается День святого Валентина. Этот день служит прекрасным поводом признаться в своих чувствах или напомнить о них своей второй половинке, обменяться открытками, преподнести подарок.
За 15 лет восприятие этой даты в России претерпело изменения. Если на протяжении 2000-х годов День всех влюбленных примерно половина россиян (50% в 2002 г., 51% в 2005 г., 48% в 2008 г.) считала праздником, а другая половина (50% в 2002 г., 45% в 2005 г., 47% в 2008 г.) — не считала, то сегодня для большинства россиян 14 февраля праздником не является (71%); остается таковым он только для каждого четвертого (26%).
|
Душевный праздник или повод раскошелиться? |
Мнения россиян о целях празднования Дня святого Валентина разделились поровну: 45% считают, что это теплый праздник, возможность порадовать своих любимых, 43% полагают, что праздник придуман ради прибыли от продажи сувениров.
|
В поисках второй половинки |
Доля влюбленных россиян остается стабильно высокой: как и в прошлом году, сегодня это прекрасное чувство испытывают более половины наших сограждан (60%, 2022 г. — 57%). Заявили об обратном 37%.
|
Взгляды россиян относительно мест поиска второй половинки устойчивы во времени. Несмотря на разнообразие социальных сетей и специализированных сайтов, на протяжении всего периода замеров приоритет сохраняется за традиционными форматами знакомств офлайн. Местом, где лучше всего искать вторую половинку, россияне чаще всего называют круг общих друзей (43%, 2013 г. — 63%). Работа и учеба — второй по популярности ответ, искать любовь там предлагает каждый третий (31%); в 2013 году — каждый второй (49%). Клубы по интересам/секции/курсы назвали 22%, за 10 лет этот ответ стал звучать на 7 п.п. чаще (2013 г. — 15%). Это может объясняться растущим трендом на саморазвитие и осознанием важности наличия общих интересов у партнеров. Замыкают пятерку лучших мест для знакомств улица (17%) и интернет (16%). Отношение к интернет-знакомствам не изменилось даже в пандемийный 2020 год (12%), однако похоже, что пришедший с пандемией удаленный режим работы, учебы и дружеских контактов (а может быть, и жизни в целом) все же снизил эффективность мест, все еще считающихся естественными для нахождения пары.
Каждый восьмой опрошенный допускает возможность встречи с потенциальным партнером на концерте / в театре (12%), в спортклубах — каждый десятый (10%). По 8% назвали библиотеку, бары / дискотеки / рестораны.
|
«За прошедшие 20 лет мнение россиян о Дне святого Валентина поменялось. Если еще в 2000-х годах на волне потребительского бума этот праздник в своем календаре учитывал примерно каждый второй наш соотечественник, то сегодня это делает только каждый четвертый (26%). В контексте современного противостояния с западным миром прежний паритет, кажется, уходит в прошлое. Впрочем, ответы на вопрос с просьбой занять одну из позиций относительно праздника говорят нам о том, что в структуре его восприятия изменилось все-таки немногое: «циничная» и «романтизированная» оценки сегодня тождественны (43% и 45% соответственно). Как и в предыдущих наблюдениях, День всех влюбленных остается наиболее близким для молодых когорт россиян, а более циничным отношение к нему становится с возрастом или ростом уровня образования. В любом случае трансформация общественного восприятия 14 февраля очевидна, и в этом смысле дальнейший мониторинг может дать интересные результаты.
Что же касается самих чувств, вокруг которых выстроен День святого Валентина, то россияне самых разных возрастов за последние полтора десятка лет стали охотнее рассказывать, что влюблены в кого-то. Об этом свидетельствует не только возросшая доля «влюбленных», но и заметно упавший процент затрудняющихся ответить на соответствующий вопрос. Хотя два «оплота» романтических знакомств — общие дружеские компании и места работы или учебы — сохраняют свой главенствующий статус, количественно заметным стал рост одобрения онлайн-дейтинга. Конечно, перечисление «лучших» мест для знакомств не означает следование этому списку на практике, однако важный вопрос долгосрочной перспективы состоит в том, каковы пределы этого роста».