Аналитический обзор
Фото:
Культура

«Свидетели Иеговы»: запрет навечно?

К «Свидетелям Иеговы» в нашем обществе относятся преимущественно негативно или нейтрально, а решение о запрете их деятельности в России поддерживается – свидетельствуют данные ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник».
Фото:
Коротко о главном
  • Только 20% респондентов впервые услышали название «Свидетели Иеговы» в ходе опроса
  • 53% россиян, слышавших об организации, относятся к ней отрицательно, 44% - нейтрально
  • Решение Верховного Суда о запрете деятельности «Свидетелей Иеговы» в России поддерживают 76% граждан, что-либо знающих об их деятельности
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Только 20% респондентов впервые услышали название «Свидетели Иеговы» в ходе опроса
  • 53% россиян, слышавших об организации, относятся к ней отрицательно, 44% - нейтрально
  • Решение Верховного Суда о запрете деятельности «Свидетелей Иеговы» в России поддерживают 76% граждан, что-либо знающих об их деятельности

МОСКВА, 25 июля 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования отношения россиян к запрещенной на территории России организации «Свидетели Иеговы».

Об организации «Свидетели Иеговы» слышало большинство россиян, но чаще встречались те, кому  знакомо только название (27%). Содержательные ответы носят либо негативный характер («религиозная секта» (18%), агитация, навязчивое поведение (12%), выманивание денег (6%) и др.), либо нейтральный («одно из религиозных течений» - 10%, раздача листовок и т.п. – 8%). Отрицательное (53%) или безразличное (44%) отношение преобладает в среди респондентов, ранее уже слышавших о деятельности «Иеговистов».

На вопрос о том, можно ли считать «Свидетелей Иеговы» религиозной конфессией, - 80% россиян, что-либо слышавших о них, отвечают отрицательно, обратного мнения придерживаются только 11% (среди 18-24-летних – 23%, атеистов и агностиков – 17%).

На фоне преобладающего в массовом сознании негативного образа «Свидетелей Иеговы» решение Верховного Суда о признании организации экстремистской и запрете ее деятельности на территории России нашло поддержку 76% наших сограждан, слышавших о ней. Не согласны с этим только 5%, а 16% остались безразличны к этой новости.

При этом опасения и неприязнь по отношению к представителям той или иной религии, религиозного течения в целом для россиян не характерны: подобные чувства, по их собственному признанию, испытывают только 11% опрошенных, тогда как 84% - нет.

Компания «Медиалогия» проанализировала упоминаемость «Свидетелей Иеговы» в российских СМИ: за 5 лет на эту тему было более 26 тыс. сообщений. Наибольший пик приходится на апрель 2017 года - Верховный Суд запретил деятельность «Свидетелей Иеговы» в России.

Данные исследования комментирует ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Чернозуб: «Как видим, активность «Свидетелей Иеговы» не прошла даром, и организация добилась-таки весьма высокого уровня известности среди россиян. К сожалению, характер этой известности весьма негативный: «навязчивая агитация на грани, а то - и за гранью обмана». Не удивительно, что россияне в своем большинстве поддерживают решение о запрете.  Примечателен тот факт, что негатив по отношению к «Свидетелям» со стороны неверующих почти столь же высок, как и со стороны представителей прочих религий. Это означает, что неприятие данной организации не проявление «конкуренции» конфессий, а именно гражданская позиция всего общества».

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 20-21 июля 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%.  Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 41 500 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: 24 июля 2012 года - 24 июля 2017 года. 

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07