МОСКВА, 28 июля 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как отреагировали россияне на перебои с поставками спиртных напитков в последнее время и с чем это связывают.
По данным опроса, только треть российских семей (30%) спиртные напитки не приобретает. Основные покупатели – мужчины (65% из них покупают спиртное лично, среди женщин – только 29%), а также респонденты в возрасте 25–59 лет – среди них 50–57% сами приобретают эти продукты. В «крайних» возрастных группах доля покупателей спиртных напитков ниже: 35% среди 18–24-летних и 29% в группе «60+».
Среди тех опрошенных, кто сами приобретают спиртное, пятая часть (18%) зафиксировала значительные перебои с продажей алкоголя за последний месяц, и еще треть (33%) отметила небольшие перебои с отдельными видами и марками спиртного. Таким образом, в общей сложности дефицит отмечают 51% покупателей спиртного. По мнению же 44% покупателей, никакого дефицита нет.
На перебоях с продажей алкоголя, как существенных, так и незначительных, фиксируют внимание прежде всего хорошо материально обеспеченные (по самооценкам) опрошенные. В этой группе покупателей 23% говорят о значительных перебоях и 46% – о небольших проблемах; лишь 30% считают, что дефицита не было. В группе среднеобеспеченных покупателей не заметили недостатка в спиртном 44%, в наименее благополучной группе и того больше – 53%.
Покупатели спиртных напитков обращают внимание на возникший дефицит в первую очередь вина из Молдавии, Грузии и других стран бывшего СССР (их недостаток отмечают 56%), а также водки отечественного производства (50%). Перебои с продажей импортной водки, российского вина и, тем более, вин производства стран дальнего зарубежья фиксируются реже (27, 26% и 17% соответственно). Большинство покупателей алкоголя из Москвы и Санкт-Петербурга отмечают дефицит российской водки (63%), свыше половины опрошенных из других городов – недостаток вин производства стран бывшего СССР (51–62%), большинство сельских покупателей в равной мере озабочены перебоями с продажей и того, и другого (58% и 60%).
Респонденты, отметившие возникший дефицит спиртных напитков, связывают это явление в основном с вводом новых правил продажи алкогольной продукции (49%). Реже перебои рассматриваются как следствие антиалкогольной политики государства (15%) или борьбы с некачественной алкогольной продукцией (11%). Гораздо реже перебои ассоциируются с запретом ввоза вин из Грузии и Молдавии (8%) или с недочётами властей (4%). Идея объяснять перебои с продажей спиртного тем, что вводятся новые правила торговли, больше всего сторонников находит среди молодых покупателей (61% в группе 18–24-летних и, для сравнения, 43% в группе «60+»). Ассоциации с антиалкогольной кампанией более характерны для старшего поколения (22% в самой старшей группе и 7% в самой молодой).