Аналитический обзор
Фото: Depositphotos
Культура

Старым вещам — новую жизнь!

Основной способ давать старым вещам новую жизнь в России — отдавать их друзьям и родственникам. В этом вопросе россияне чаще руководствуются альтруистическими мотивами, чем экологическими.
Фото:
Коротко о главном
  • 44% россиян отдают ненужные предметы гардероба родственникам и друзьям, 28% так поступают со старой мебелью и техникой.
  • У россиян, практикующих вторичное потребление, доминирует альтруистический мотив (45%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 44% россиян отдают ненужные предметы гардероба родственникам и друзьям, 28% так поступают со старой мебелью и техникой.
  • У россиян, практикующих вторичное потребление, доминирует альтруистический мотив (45%).

МОСКВА, 06 июля 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о распространенности и мотивах вторичного потребления среди россиян.

Избавляемся от старых вещей

Выбрасывать и отдавать — основные способы избавляться от старых вещей в России, причем выбор способа во многом обусловлен категорией вещей. Ненужные предметы гардероба россияне отдают знакомым и родственникам (44%), 37% отправляют их в мусорный бак. Бытовую технику и мебель, напротив, чаще выбрасывают (42%), 28% оставляют ближайшему окружению.

Более четверти россиян отправляют старые вещи (одежду, обувь и технику, мебель) в кладовку, на дачу или в гараж (28% и 26% соответственно). Столько же жертвуют ненужную одежду и обувь на благотворительность (28%), от мебели и электроники таким способом избавляются только 8%.

Тренд осознанного потребления в России задают женщины и молодежь 18-24 лет. Им чаще других удается избавляться от предметов гардероба с пользой для других: отдавать знакомым и родственникам (56% и 50% соответственно) и на благотворительность (по 33%).

Предметы интерьера и технику вдвое чаще, чем содержимое гардероба, перепродают через специализированные сайты, приложения, барахолки (16% и 7% соответственно). Вторую жизнь старым вещам дают 11%, мебели и технике — 13%. Отдавать ненужное на переработку — менее популярная потребительская практика, в случае с одеждой к ней прибегают 6%, с предметами интерьера — каждый десятый (10%).

Практика перепродажи старых вещей в интернете наиболее распространена в обоих мегаполисах: 16% столичных жителей находят там покупателей одежды и обуви, 26% — техники и мебели.

 

 

Мотивы осознанного потребления 

Хотя в основе вторичного потребления — идея сокращения отходов, мотив заботы об экологии у россиян не является первостепенным (13% в группе практикующих давать вещам вторую жизнь). Среди мотивов доминирует скорее альтруистический — по мнению каждого второго (из тех, кто не выбрасывает вещи), старые вещи могут пригодиться нуждающимся (45%). Хорошее состояние вещей — еще одна причина дать им новый цикл жизни (17%). Каждый десятый находит им применение в творчестве (10%), 7% руководствуются привязанностью к вещам и экономией, 4% — материальной выгодой.

Куда сдавать?

Инфраструктура для сбора и утилизации старых вещей в России пока развита слабо. Каждый пятый ответил, что в населенном пункте его проживания имеются специальные точки приема одежды (22%), каждый десятый встречал пункты приема обуви (11%). О наличии точек приема бытовой техники сообщили 13%, мебели — вдвое меньше (6%). Еще 40% сказали, что в их населенном пункте такие места отсутствуют, 23% затруднились с ответом.

Чем больше город, тем больше возможностей избавляться от лишнего без вреда для природы. Москва и Санкт-Петербург — рекордсмены по числу точек приема и утилизации старых вещей — одежды (43%), обуви (26%), бытовой техники (26%) и мебели (17%). Каждый восьмой столичный житель отправляет содержимое гардероба на переработку (12% vs 6% среди россиян в целом).

 

26 июня 2022 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 26 июня 2022 г.: 1600 опрошенных, коэффициент кооперации (COOP1) = 0,8155; минимальный коэффициент ответов (RR1) = 0,0264; коэффициент достижимости (RR3) = 0,1853.

* Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех не состоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех номеров, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют абоненты выборочным критериям или нет.

*** Соотношение количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех номеров, с учетом оценки доли случаев (e), соответствующих критериям отбора в общем количестве случаев, по которым отсутствует информация об их соответствии.

Скажите, пожалуйста, как Вы обычно поступаете со своими одеждой, обувью, которые устарели или Вам уже не нужны?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Отдаю знакомым, родственникам

44

29

56

50

47

48

41

39

Выбрасываю

37

41

33

36

33

34

38

41

Отдаю на благотворительность

28

21

33

33

29

32

27

23

Убираю в кладовку, отвожу на дачу, в гараж

28

33

23

35

34

22

24

28

Даю вещам вторую жизнь (перешиваю, переделываю)

11

11

12

20

10

11

14

9

Перепродаю через сайты, приложения, барахолки

7

5

7

20

12

8

4

1

Отдаю на переработку

6

5

7

14

10

8

5

2

Использую для хобби, рукоделия

4

3

6

5

3

7

5

2

Другое (запишите)

8

10

6

1

5

6

11

11

Затрудняюсь ответить

1

1

0

0

1

1

0

1

Скажите, пожалуйста, как Вы обычно поступаете со своей мебелью и бытовой техникой, которая устарела или Вам уже не нужна?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Выбрасываю

42

42

41

44

41

39

45

41

Отдаю знакомым, родственникам

28

24

32

31

27

35

29

24

Убираю в кладовку, отвожу на дачу, в гараж

26

26

25

27

35

23

23

24

Перепродаю через сайты, приложения, барахолки

16

17

16

43

28

21

10

4

Даю вещам вторую жизнь (переделываю)

13

18

9

17

10

13

15

12

Отдаю на переработку

10

11

10

15

12

11

8

9

Отдаю на благотворительность

8

6

9

11

10

10

6

5

Использую для хобби, рукоделия

3

5

1

7

2

4

3

2

Другое (запишите)

8

8

8

5

3

6

10

12

Затрудняюсь ответить

1

1

1

0

0

0

1

3

 

Есть люди, которые просто выбрасывают старые вещи. А почему Вы поступаете иначе? Можете назвать до трех ответов

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, кто избавляется от одежды, обуви, техники и мебели экологичными способами (не выбрасывает и не убирает в кладовку), представлены ответы от 2%)

 

Все опрошенные

Есть люди, которые нуждаются / отдаю людям, родственникам, знакомым / вещи могут кому-то пригодиться

45

Вещи хорошие / могут ещё использовать / могут пригодиться / могут пригодиться в хозяйстве

17

Берегу экологию / не загрязняем окружающую среду / у нас и так много мусора

13

Использую для хобби / вещи можно переделать / использовать для поделок / даю вещам вторую жизнь

10

Привязанность к вещам / жалко выбрасывать / рука не поднимается

7

Все дорого / не хватает финансов на покупку новых вещей / в целях экономии

7

Продаю / сдаю старые вещи при покупке новых / получаю скидки, деньги

4

Пользуюсь на даче

3

С детства так приучен / не красиво выбрасывать вещи / это чей-то труд

3

Бережно, аккуратно использую вещи / пользуюсь до конца

2

Сдаю на переработку / утилизирую

2

Отдаю на благотворительность

2

Другое

2

Затрудняюсь ответить

5

Скажите, в Вашем населенном пункте есть или нет специальные точки приема, сбора или утилизации вещей? Если есть, то каких?

(закрытый вопрос, до 4-х ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

500-950 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Есть, одежды

22

43

33

24

18

19

10

Есть, бытовой техники

13

26

23

12

13

10

5

Есть, обуви

11

26

14

13

7

10

7

Есть, мебели

6

17

8

4

5

4

3

Нет таких

40

19

21

19

30

48

70

Другое (запишите)

13

11

10

17

16

13

9

Затрудняюсь ответить

23

25

32

38

34

17

8

 

Илья Ломакин
Редактор-переводчик Департамента издательских программ ВЦИОМ

«Представляется, что было бы некорректным приписывать экологические мотивы практикам существующего в России вторичного потребления благ (это не дают нам сделать и полученные опросные данные), а значит и о широкой популярности так называемого «осознанного потребления» пока еще говорить рано. Доминирующие манифестируемые практики – отдать знакомым или родственникам, выбросить, складировать в кладовке или гараже, передать на благотворительность – не отличаются новациями и по большей части хорошо известны еще с советских времен. Впереди еще долгая работа по обеспечению инфраструктурных возможностей для сбора, переработки и утилизации старых вещей, а также по образованию населения дружественным экологии принципам.
Разговор о молодых возрастных когортах как о потенциальных драйверах обозначенных изменений вполне обоснован. Мы видим, что молодым людям (18-24 лет) чаще удается избавляться от устаревших или ненужных предметов с пользой для других; они же чаще передают старые вещи на переработку. При этом важно заметить, что молодые люди чаще, чем другие возрастные когорты, склонны выручать деньги за устаревшие вещи, перепродавая их через сайты, приложения и барахолки, или получать за них существенную скидку при покупке новых товаров. Такой тренд скорее всего связан с «вечной проблемой» низкой финансовой обеспеченности студенческой молодежи (и также отчетливо просматривается среди россиян, находящихся в декретном отпуске): используя современные возможности онлайна, молодые люди находят новые способы преодоления безденежья».


06 июля 2022
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07