МОСКВА, 06 июля 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о распространенности и мотивах вторичного потребления среди россиян.
Избавляемся от старых вещей |
Выбрасывать и отдавать — основные способы избавляться от старых вещей в России, причем выбор способа во многом обусловлен категорией вещей. Ненужные предметы гардероба россияне отдают знакомым и родственникам (44%), 37% отправляют их в мусорный бак. Бытовую технику и мебель, напротив, чаще выбрасывают (42%), 28% оставляют ближайшему окружению.
Более четверти россиян отправляют старые вещи (одежду, обувь и технику, мебель) в кладовку, на дачу или в гараж (28% и 26% соответственно). Столько же жертвуют ненужную одежду и обувь на благотворительность (28%), от мебели и электроники таким способом избавляются только 8%.
Тренд осознанного потребления в России задают женщины и молодежь 18-24 лет. Им чаще других удается избавляться от предметов гардероба с пользой для других: отдавать знакомым и родственникам (56% и 50% соответственно) и на благотворительность (по 33%). |
Предметы интерьера и технику вдвое чаще, чем содержимое гардероба, перепродают через специализированные сайты, приложения, барахолки (16% и 7% соответственно). Вторую жизнь старым вещам дают 11%, мебели и технике — 13%. Отдавать ненужное на переработку — менее популярная потребительская практика, в случае с одеждой к ней прибегают 6%, с предметами интерьера — каждый десятый (10%).
Практика перепродажи старых вещей в интернете наиболее распространена в обоих мегаполисах: 16% столичных жителей находят там покупателей одежды и обуви, 26% — техники и мебели. |
Мотивы осознанного потребления |
Хотя в основе вторичного потребления — идея сокращения отходов, мотив заботы об экологии у россиян не является первостепенным (13% в группе практикующих давать вещам вторую жизнь). Среди мотивов доминирует скорее альтруистический — по мнению каждого второго (из тех, кто не выбрасывает вещи), старые вещи могут пригодиться нуждающимся (45%). Хорошее состояние вещей — еще одна причина дать им новый цикл жизни (17%). Каждый десятый находит им применение в творчестве (10%), 7% руководствуются привязанностью к вещам и экономией, 4% — материальной выгодой.
Куда сдавать? |
Инфраструктура для сбора и утилизации старых вещей в России пока развита слабо. Каждый пятый ответил, что в населенном пункте его проживания имеются специальные точки приема одежды (22%), каждый десятый встречал пункты приема обуви (11%). О наличии точек приема бытовой техники сообщили 13%, мебели — вдвое меньше (6%). Еще 40% сказали, что в их населенном пункте такие места отсутствуют, 23% затруднились с ответом.
Чем больше город, тем больше возможностей избавляться от лишнего без вреда для природы. Москва и Санкт-Петербург — рекордсмены по числу точек приема и утилизации старых вещей — одежды (43%), обуви (26%), бытовой техники (26%) и мебели (17%). Каждый восьмой столичный житель отправляет содержимое гардероба на переработку (12% vs 6% среди россиян в целом). |
«Представляется, что было бы некорректным приписывать экологические мотивы практикам существующего в России вторичного потребления благ (это не дают нам сделать и полученные опросные данные), а значит и о широкой популярности так называемого «осознанного потребления» пока еще говорить рано. Доминирующие манифестируемые практики – отдать знакомым или родственникам, выбросить, складировать в кладовке или гараже, передать на благотворительность – не отличаются новациями и по большей части хорошо известны еще с советских времен. Впереди еще долгая работа по обеспечению инфраструктурных возможностей для сбора, переработки и утилизации старых вещей, а также по образованию населения дружественным экологии принципам.
Разговор о молодых возрастных когортах как о потенциальных драйверах обозначенных изменений вполне обоснован. Мы видим, что молодым людям (18-24 лет) чаще удается избавляться от устаревших или ненужных предметов с пользой для других; они же чаще передают старые вещи на переработку. При этом важно заметить, что молодые люди чаще, чем другие возрастные когорты, склонны выручать деньги за устаревшие вещи, перепродавая их через сайты, приложения и барахолки, или получать за них существенную скидку при покупке новых товаров. Такой тренд скорее всего связан с «вечной проблемой» низкой финансовой обеспеченности студенческой молодежи (и также отчетливо просматривается среди россиян, находящихся в декретном отпуске): используя современные возможности онлайна, молодые люди находят новые способы преодоления безденежья».