Аналитический обзор
Фото: Depositphotos
Культура

Спам и как с ним бороться

Большинство опрошенных россиян часто имеют дело со спамом.
Фото:
Коротко о главном
  • Почти треть россиян (28%) знают значение слова «спам» («навязчивая реклама», англ.)
  • Около трети наших соотечественников (29%) ежедневно получают назойливые рекламные сообщения, каждый четвертый (24%) получает спам один или несколько раз в неделю, 17% — раз в месяц
  • Большинство россиян (63%) испытывают раздражение от спам-звонков и сообщений
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Почти треть россиян (28%) знают значение слова «спам» («навязчивая реклама», англ.)
  • Около трети наших соотечественников (29%) ежедневно получают назойливые рекламные сообщения, каждый четвертый (24%) получает спам один или несколько раз в неделю, 17% — раз в месяц
  • Большинство россиян (63%) испытывают раздражение от спам-звонков и сообщений

11 мая 2021 г. ВЦИОМ представляет данные опроса россиян о присутствии нежелательной спам-рекламы в их жизни.

Почти треть россиян (28%) знают значение слова «спам» («навязчивая реклама», англ.), 14% думают, что оно обозначает ненужную информацию, 5% полагают, что оно означает «мусор», 3% — обман либо мошенничество, 3% — рекламу и 2% — вирус. Более трети наших граждан (37%) ранее не сталкивались с этим термином. Чаще других знают, что слово «спам» обозначает навязчивую рекламу, молодые люди 18-24 лет (47%) и граждане 25-34 лет (41%), а также жители Москвы и Санкт-Петербурга (42%), городов-миллионников (41%), городов с населением 500-950 тыс. жителей (38%) и соотечественники с высшим и неполным высшим образованием (42%).

Спам прочно вошел в жизнь россиян: около трети наших соотечественников (29%) ежедневно получают назойливые рекламные сообщения, каждый четвертый (24%) получает спам один или несколько раз в неделю, 17% раз в месяц. Чуть менее трети опрошенных (28%) ответили, что не получали подобных звонков либо сообщений за прошедший месяц.

Чаще всего предметом навязчивой рекламы были банковские услуги (73%), услуги связи (35%), медицинские услуги (34%), юридические услуги (19%), образовательные услуги (15%), медикаменты (15%), компьютерные программы (12%) и туристические услуги (9%).

Большинство россиян (63%) испытывают раздражение от спам-звонков и сообщений, 8% не раздражаются от спама, треть соотечественников (29%) сообщили, что им это безразлично.

Поговорим о рекламе. Современные люди встречают разную рекламную информацию, в том числе и спам. Знакомо ли Вам слово «спам»? Как бы Вы определили, что оно означает?

(открытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие от 2%)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Навязчивая/ ненужная реклама

28

47

41

31

28

11

Ненужная информация

14

18

18

18

14

7

Мусор

5

1

5

6

6

7

Ложная информация

5

8

6

5

4

5

Обман/ мошенничество

3

6

4

3

3

3

Реклама

3

3

6

3

2

1

Вирус/ вредоносная рассылка

2

0

4

4

2

1

Другое

3

2

4

4

3

3

Слышу впервые / нет ответа / затрудняюсь ответить

37

15

12

26

38

62

Поговорим о рекламе. Современные люди встречают разную рекламную информацию, в том числе, и спам. Знакомо ли Вам слово «спам»? Как бы Вы определили, что оно означает?

(открытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Всего опрошенных

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

500-950 тыс. жителей

100—500 тыс.

Менее 100 тыс.

Сёла

Навязчивая/ ненужная реклама

28

42

41

38

31

22

15

Ненужная информация

14

26

12

13

13

13

9

Мусор

5

9

7

5

5

4

5

Ложная информация

5

2

4

6

5

7

5

Обман/ мошенничество

3

0

2

4

3

4

4

Реклама

3

1

4

4

2

3

4

Вирус/ вредоносная рассылка

2

2

1

1

2

3

3

Другое

3

2

3

7

4

3

3

Слышу впервые / нет ответа / затрудняюсь ответить

37

16

26

22

35

41

52

Поговорим о рекламе. Современные люди встречают разную рекламную информацию, в том числе, и спам. Знакомо ли Вам слово «спам»? Как бы Вы определили, что оно означает?

(открытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Неполное среднее образование

Среднее образование (школа или ПТУ)

Среднее специальное образование (техникум)

Неполное высшее (с 3 курса вуза), высшее образование

Навязчивая/ ненужная реклама

28

28

27

30

42

Ненужная информация

14

15

16

8

7

Мусор

5

8

5

7

0

Ложная информация

5

5

5

6

3

Обман/ мошенничество

3

4

3

3

9

Реклама

3

5

3

2

0

Вирус/ вредоносная рассылка

2

1

3

3

0

Другое

3

6

3

3

0

Слышу впервые / нет ответа / затрудняюсь ответить

37

28

35

38

39

Скажите, в течение последнего месяца Вы лично получали такие спам-сообщения или звонки? Если да, то припомните, пожалуйста, как часто Вы получали спам в течение последнего месяца?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Практически каждый день

29

Один или несколько раз в неделю

24

Один или несколько раз за месяц

17

Не получал спам-сообщения или спам-звонки в течение месяца

28

Затрудняюсь ответить

2

Вы сказали, что получали в течение последнего месяца спам-сообщения или звонки. Припомните, пожалуйста, о каких товарах или услугах в них сообщалось? Выберите из списка. Вы можете дать любое число ответов

(открытый вопрос, любое число ответов, в % от тех, кто получал спам)

 

Все опрошенные

Банковские услуги (открытие новых банковских карт, вкладов и так далее)

73

Услуги связи (новые тарифы телефонной связи и интернета)

35

Медицинские услуги

34

Юридические услуги (услуги адвоката, юридическая консультация)

19

Образовательные услуги (образовательные курсы, школы, мастер-классы, веб-семинары и так далее)

15

Медикаменты, товары для здоровья

15

Компьютерные программы, приложения

12

Туристические услуги (путевки в санаторий, турпакеты и так далее)

9

Другое (запишите)

22

Не помню/ Затрудняюсь ответить

5

Когда Вам приходит спам-сообщение или звонок, Вас это обычно раздражает, не раздражает или Вам это безразлично?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Очень раздражает

28

Скорее раздражает

35

Скорее не раздражает

6

Совсем не раздражает

2

Мне это безразлично/ все равно

29

Затрудняюсь ответить

0

30 апреля 2021 г.Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров.

Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07