МОСКВА, 24 апреля 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне относятся к современной Германии.
Определение места России в мире и, прежде всего, в Европе, предполагает нахождение стран, которые были бы ей близки не только экономически и политически, но и отношения с которыми носили бы добрососедский, дружественный характер. В Европе для россиян, судя по исследованиям ВЦИОМ, такой страной является Германия. В перечне наиболее дружественных по отношении к России стран она следует сразу после братской Белоруссии: Белоруссию в качестве союзника и друга России назвали 19% опрошенных, Германию - 14%. При этом ее не оказалось в числе стран, которые рассматриваются ими в качестве потенциальных противников, стран, которые могли бы угрожать национальной безопасности нашей страны. Лишь 1% опрошенных видят в современной Германии врага, потенциального противника России (для сравнения: Америку – 45%, а Китай – 16%).
Иначе говоря, подавляющее большинство наших сограждан, несмотря на сложную историю взаимоотношений наших двух стран, не усматривают в нынешней Германии каких-либо экспансионистских устремлений, будь то политического, экономического или культурного толка. В этом заключается одна из главных причин высокого уровня доверия россиян к современной Германии. Принимается в расчет и то, что экономические и политические связи наших двух стран все последние годы развивались «по восходящей». Лишь 4% опрошенных отметили, что за последние 10 лет отношения между Россией и Германией ухудшились. В десять раз большее число респондентов – 43% отметили позитивную динамику этих отношений и примерно столько же (42%) – что они не претерпели серьезных изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону. Причем в Северо-Западном федеральном округе, жители которого имеют самые интенсивные контакты с Германией, чаще других отмечаются положительные изменения во взаимоотношениях с этой страной (53%).
Оценивая взаимоотношения России и Германии, многие люди руководствуются отнюдь не только «высокими геополитическими материями». У многих из них есть собственное представление об этой стране, ее сильных и слабых сторонах. Прежде всего, Германия для многих россиян - олицетворение «экономического чуда». 28% опрошенных рассматривают ее как пример страны, за очень короткий промежуток времени добившейся весьма впечатляющих результатов в экономическом и социальном развитии. Примерно столько же респондентов (27%) придерживаются несколько иного мнения, воспринимая Германию как обычную европейскую страну, ничем особо не примечательную в сравнении с другими. Ассоциации с качественными товарами, уютной, размеренной жизнью при упоминании Германии возникают у 22 и 21% опрошенных соответственно. Причем, в этом качестве Германия привлекает, прежде всего, молодых россиян, многие из которых хотели бы в ней побывать (29%).
Среди негативных ассоциаций самая распространенная - восприятие Германии как агрессора, инициатора Второй Мировой войны (18%). И сегодня, спустя 61 год после окончания войны, для 18% россиян «Германия и война» - понятия нерасторжимые. Причем, для респондентов старше 60 лет, то есть у военного и послевоенного поколения, такие ассоциации возникают заметно чаще (у 28% респондентов этой возрастной группы). Но, одновременно с этим, все поколения россиян высказываются категорически против того, чтобы считать Германию врагом России что называется «на века». Так считают лишь 3% опрошенных.