Аналитический обзор
Фото:
В мире

Совместное исследование ВЦИОМ, Ханкук и IBM: Корея и Россия – партнеры или друзья?

Большинство жителей России и Кореи уверены в больших перспективах развития стратегического партнерства между двумя нашими странами.
Фото:
Коротко о главном
  • 56% россиян и 72% жителей Республики Корея уверены, что сотрудничество выгодно их стране
  • Жителей Республики Корея больше всего интересует взаимодействие в энергетической сфере (60%), россиян – в сфере высоких технологий (27%)
  • 49% россиян и 71% корейцев хотели бы совершить тур в другую страну
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 56% россиян и 72% жителей Республики Корея уверены, что сотрудничество выгодно их стране
  • Жителей Республики Корея больше всего интересует взаимодействие в энергетической сфере (60%), россиян – в сфере высоких технологий (27%)
  • 49% россиян и 71% корейцев хотели бы совершить тур в другую страну

МОСКВА, 3 сентября 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования восприятия отношения населения России и Республики Корея друг к другу, проведенного совместно с Институтом российских исследований Университета Ханкук (Сеул). Исследование выполнено с использованием когнитивной аналитики IBM.

Россия и Республика Корея имеют достаточно объективных оснований для отсутствия тесных взаимоотношений: это и удаленность территорий, и слабая информированность друг о друге, и разница культур. Однако, по мнению россиян, и корейцев, их страны имеют хорошие перспективы стать если не друзьями, то стратегическими партерами в самом широком спектре областей.

Партнерство между Россией и Республикой Корея представляется большинству жителей обеих стран не только возможным, но и выгодным. Так, 66% россиян и 77% корейцев считают, что между двумя странами возможно стратегическое партнерство, а в том, что такое партнерство будет выгодным для их страны, уверены 56% и 72% соответственно.

Позитивное отношение к идее сотрудничества между странами основано не столько на действующих экономических и политических контактах, сколько на взаимной приязни жителей двух стран. Как показал опрос, россияне и корейцы имеют много схожих черт. Конечно, каждая нация имеет свои особенности. Так, корейцы считают себя трудолюбивыми (49%), с уважением относящимися к власти (27%), в то время как россияне больше ценят свободу (25%), смелость (31%) и терпимость (34%). Однако ключевые ценности, выступающие основой ценностного профиля жителей обеих стран, совпадают: и россияне и корейцы в равной мере подчеркивают важность традиций (34% и 49% соответственно) и семьи (39% и 57%).

Важным фактором взаимной приязни выступают сложившиеся позитивные образы двух стран. Для россиян Корея прочно ассоциируется с промышленным и технологическим развитием (30%), достижения которого выглядят привлекательно. Есть в образе Кореи и драматические нотки: 8% россиян помнят о трагических событиях гражданской войны Севера и Юга. Однако эта память не отталкивает, а, напротив, вызывает сострадание и участие.

Образ России в общественном сознании жителей Республики Корея рисуется по точкам истории: СССР (11%), коммунизм (6%), Горбачев (3%). Присутствует в образе и географическая составляющая (Москва – 3%), дополненная традиционной российской «спецификой» - холодом (11%).

Способствует продвижению идеи о сотрудничестве между странами и мирное, политически нейтральное отношение россиян и корейцев друг к другу. Жители России и Кореи видят в другой стране скорее партнера, чем конкурента (55% и 41% соответственно), и относятся к ее населению с доверием или в крайнем случае нейтрально (89% и 73% соответственно), но не враждебно.

Выступая за сотрудничество, жители двух стран по-разному представляют его цели. Для жителей Республики Корея наибольший интерес представляет сотрудничество в энергетическом секторе (60%). Достаточно высок со стороны корейцев интерес к сотрудничеству в сфере политики и дипломатии (31%), а также военно-техническому сотрудничеству (28%).

Россияне, в свою очередь, видят Корею, прежде всего, источником инноваций и технологий, а также созданных на их основе товаров и услуг. Так, наиболее предпочтительными сферами развития сотрудничества с Республикой Кореей россияне считают: высокие технологии (29%), торговлю, по всей видимости, сложной цифровой и бытовой техникой (27%), медицину (25%).

Вместе с тем, общий интерес как со стороны жителей Республики Корея, так и со стороны россиян вызывает туризм: 49% россиян и 71% корейцев заявили о своем желании совершить тур в другую страну, а около четверти жителей двух стран (25% и 26% соответственно) полагают, что туризм должен стать одним из основных направлений сотрудничества.

Основным препятствием на пути взаимовыгодного сотрудничества как россияне (31%), так и корейцы (57%) видят политическую конъюнктуру. Помимо политики, для трети жителей Республики Корея (36%) препятствием к сотрудничеству выступают «негативные стереотипы». По всей видимости, эти стереотипы связаны с участием СССР в гражданской войне в Корее: 57% корейцев до сих пор ассоциируют Россию с СССР, а 41% уверены, что даже сегодня, в случае конфликта между Севером и Югом, Россия встанет на сторону Севера.

Однако подобные опасения, по всей видимости, напрасны. Большинство россиян, относительно участия своей страны в конфликте между Кореями, занимают иную позицию: они уверены, что Россия станет посредником в разрешении конфликта между Севером и Югом, не поддерживая ни одну из сторон (59%).

Данные комментирует руководитель исследовательских проектов ВЦИОМ Юлия Баскакова: «Помимо социологического исследования, мы анализировали данные из сети Интернет. Анализ выполнен системой когнитивной аналитики IBM на базе Watson Content Analytics, которая умеет определять тональность теста (sentimental analysis) и помогает найти темы, которые могут выступить точками соприкосновения двух стран. Результаты подтверждают сделанные ранее выводы: жители России и Республики Корея мало знают друг о друге: в открытых источниках две страны редко обсуждаются вместе или в контексте одной темы. Однако, как россияне, так и корейцы демонстрируют интерес друг к другу. Российские пользователи интернета, например, проявляют интерес к корейскому языку и культуре. Основные зоны интереса к Корее – спорт, язык, поп-культура (видео, музыка), автомобилестроение, электроника и другие продукты».

Инициативное исследование проведено ВЦИОМ и Институтом российских исследований   Университета Ханкук (Hankuk University of Foreign Studies) при поддержке компании Hankook Research в период 22-29 июля 2016 года. В рамках исследования были проведены CATI и интернет опросы жителей России и Республики Корея. Размер выборки в России составил 1600 респондентов, в Корее – 1000 респондентов. Тип выборок – стратифицированные, случайные, репрезентирующие население по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07