7 сентября 2021 г. ВЦИОМ совместно с Ассоциацией больших данных представляет результаты опроса об отношении россиян к сбору, использованию и безопасности личных данных.
Новые технологии и развитие сервисов в цифровых средах приводят к увеличению объема передачи личных данных граждан при получении услуг и совершении операций. В связи с этим россияне регулярно сталкиваются с необходимостью делиться своими данными как при непосредственном обращении в государственные и коммерческие организации, так и при использовании интернет-сервисов. Чаще всего за последний год россияне, указывали данные с целью получения банковских услуг (49%), давали разрешение на определение своей геолокации (46%), регистрировались на сайтах госучреждений (45%), а также оформляли доставку на дом и делились информацией в социальных сетях (по 38% соответственно).
Более трети россиян (37%) не знают, для чего и как могут использоваться их персональные данные. Более половины наших сограждан (62%) так или иначе осведомлены о целях использования их данных (72-76% среди молодежи, 46-62% среди представителей старшего поколения). Среди осведомленных только 15% опрошенных отмечают, что точно знают, как данные могут использоваться, а 47% что-то слышали, но без подробностей.
Представители молодежи (18-34-летние) хорошо дифференцируют цели сбора данных государственными организациями. Среди респондентов в возрасте от 18 до 34 лет 53-56% считают, что чаще всего государственные организации используют полученные данные граждан, чтобы подтвердить личность.
Россияне в возрасте от 25 до 44 лет лучше информированы о целях сбора данных коммерческими компаниями. По мнению представителей этой возрастной группы, чаще всего ими являются формирование предложения товаров и услуг, а также оценка качества полученных сервисов (50-55%).
Более молодая аудитория лучше осознает, что коммерческие компании используют агрегированные данные, чтобы оценить востребованность услуг (40-50% среди молодежи против 24-45% среди старшего поколения), или в научных целях (7-10% среди молодежи против 4% среди старшего поколения).
При оценке безопасности персональных данных в различных ситуациях по семибалльной шкале, где 7 означает полную безопасность данных, а 1 означает, что данные совершенно не находятся в безопасности, наибольшее доверие участники исследования выразили госучреждениям и банкам. В среднем безопасность данных при оформлении документов в государственных учреждениях россияне оценили на 5 баллов из 7 (6 среди 18-24-летних), при заключении договора в банке — также на 5 баллов из 7 (5,5 среди 18-24-летних).
Молодые россияне в равной степени готовы передавать данные как частным компаниям, так и государственным организациям: каждый второй опрошенный россиянин в возрасте от 18 до 24 лет считает, что оба типа учреждений обеспечивают безопасность хранения данных (51% поставили 7 баллов государственным учреждениям, 47% поставили 7 баллов банкам). Среди более возрастных аудиторий этот показатель значительно ниже. Только 30% респондентов в возрасте от 35 до 44 лет оценили на высший балл безопасность передачи данных при обращении в госучреждения, 26% — при обращении в банки.
Кроме того, молодая аудитория 18-24-летних в большей степени, чем представители более старших возрастных групп, склонна считать, что их данные находятся в безопасности. Каждый второй представитель возрастной группы 18-24 (47%) полагает, что его персональные данные защищены, тогда как в среднем по выборке такого мнения придерживаются 23% опрошенных (11% граждан в возрасте 60+).
Представители молодой аудитории чаще других групп отмечали в качестве основной причины утечек персональную небрежность к передаче своих данных (24% против 15% среди всех россиян) и недостаточно высокий уровень технологий (23% против 13% в среднем по выборке). В то время как половина опрошенных (50%) заявили, что основная причина утечек данных — это злоупотребление полученными данными стороной, которая имеет к ним доступ (40% среди 18-24-летних).
«Молодые люди всю свою сознательную жизнь окружены гаджетами и цифровыми сервисами, которые практически всегда требуют передачи тех или иных данных. Собранные данные позволяют компаниям налаживать сложные процессы: управлять производствами, повышать эффективность бизнес-процессов, улучшать сервисы и создавать новые продукты, а также делать важные научные открытия. При этом значительная часть общества, особенно старшее поколение, недостаточно информирована о сферах применения данных и способах их защиты. Важно, чтобы люди понимали, для чего собираются их данные, и могли осознанно распоряжаться ими. Для этого необходимо вести системную работу, направленную на повышение грамотности россиян в вопросах обращения с данными».