Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Depositphotos
Общество

Сохранность персональных данных

Молодые люди лучше понимают, для чего и как используются их персональные данные, готовы ими делиться и больше уверены в их сохранности.
Фото:
Коротко о главном
  • За последний год 49% россиян передавали данные с целью получения банковских услуг, 46% давали разрешение на определение своей геолокации и 38% делились информацией в социальных сетях
  • 62% так или иначе знают, для чего используются собранные персональные данные
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • За последний год 49% россиян передавали данные с целью получения банковских услуг, 46% давали разрешение на определение своей геолокации и 38% делились информацией в социальных сетях
  • 62% так или иначе знают, для чего используются собранные персональные данные

7 сентября 2021 г. ВЦИОМ совместно с Ассоциацией больших данных представляет результаты опроса об отношении россиян к сбору, использованию и безопасности личных данных. 

Новые технологии и развитие сервисов в цифровых средах приводят к увеличению объема передачи личных данных граждан при получении услуг и совершении операций. В связи с этим россияне регулярно сталкиваются с необходимостью делиться своими данными как при непосредственном обращении в государственные и коммерческие организации, так и при использовании интернет-сервисов. Чаще всего за последний год россияне, указывали данные с целью получения банковских услуг (49%), давали разрешение на определение своей геолокации (46%), регистрировались на сайтах госучреждений (45%), а также оформляли доставку на дом и делились информацией в социальных сетях (по 38% соответственно).

Более трети россиян (37%) не знают, для чего и как могут использоваться их персональные данные. Более половины наших сограждан (62%) так или иначе осведомлены о целях использования их данных (72-76% среди молодежи, 46-62% среди представителей старшего поколения). Среди осведомленных только 15% опрошенных отмечают, что точно знают, как данные могут использоваться, а 47% что-то слышали, но без подробностей.

Представители молодежи (18-34-летние) хорошо дифференцируют цели сбора данных государственными организациями. Среди респондентов в возрасте от 18 до 34 лет 53-56% считают, что чаще всего государственные организации используют полученные данные граждан, чтобы подтвердить личность.

Россияне в возрасте от 25 до 44 лет лучше информированы о целях сбора данных коммерческими компаниями. По мнению представителей этой возрастной группы, чаще всего ими являются формирование предложения товаров и услуг, а также оценка качества полученных сервисов (50-55%).

Более молодая аудитория лучше осознает, что коммерческие компании используют агрегированные данные, чтобы оценить востребованность услуг (40-50% среди молодежи против 24-45% среди старшего поколения), или в научных целях (7-10% среди молодежи против 4% среди старшего поколения).

При оценке безопасности персональных данных в различных ситуациях по семибалльной шкале, где 7 означает полную безопасность данных, а 1 означает, что данные совершенно не находятся в безопасности, наибольшее доверие участники исследования выразили госучреждениям и банкам. В среднем безопасность данных при оформлении документов в государственных учреждениях россияне оценили на 5 баллов из 7 (6 среди 18-24-летних), при заключении договора в банке — также на 5 баллов из 7 (5,5 среди 18-24-летних). 

Молодые россияне в равной степени готовы передавать данные как частным компаниям, так и государственным организациям: каждый второй опрошенный россиянин в возрасте от 18 до 24 лет считает, что оба типа учреждений обеспечивают безопасность хранения данных (51% поставили 7 баллов государственным учреждениям, 47% поставили 7 баллов банкам). Среди более возрастных аудиторий этот показатель значительно ниже. Только 30% респондентов в возрасте от 35 до 44 лет оценили на высший балл безопасность передачи данных при обращении в госучреждения, 26% — при обращении в банки.

Кроме того, молодая аудитория 18-24-летних в большей степени, чем представители более старших возрастных групп, склонна считать, что их данные находятся в безопасности. Каждый второй представитель возрастной группы 18-24 (47%) полагает, что его персональные данные защищены, тогда как в среднем по выборке такого мнения придерживаются 23% опрошенных (11% граждан в возрасте 60+).

Представители молодой аудитории чаще других групп отмечали в качестве основной причины утечек персональную небрежность к передаче своих данных (24% против 15% среди всех россиян) и недостаточно высокий уровень технологий (23% против 13% в среднем по выборке). В то время как половина опрошенных (50%) заявили, что основная причина утечек данных — это злоупотребление полученными данными стороной, которая имеет к ним доступ (40% среди 18-24-летних).

9 июля 2021 г.

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен по заказу Ассоциации больших данных

1606 опрошенныхВ опросе приняли участие 1606 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров.

Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,6%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

Анна Серебряникова
Президент Ассоциации больших данных

«Молодые люди всю свою сознательную жизнь окружены гаджетами и цифровыми сервисами, которые практически всегда требуют передачи тех или иных данных. Собранные данные позволяют компаниям налаживать сложные процессы: управлять производствами, повышать эффективность бизнес-процессов, улучшать сервисы и создавать новые продукты, а также делать важные научные открытия. При этом значительная часть общества, особенно старшее поколение, недостаточно информирована о сферах применения данных и способах их защиты. Важно, чтобы люди понимали, для чего собираются их данные, и могли осознанно распоряжаться ими. Для этого необходимо вести системную работу, направленную на повышение грамотности россиян в вопросах обращения с данными».


25 апреля 2024

Что из перечисленного лично Вы делали хотя бы раз за последний год?

(закрытый вопрос, любое число ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Получал банковские услуги (например, оформлял кредит, получал зарплатную карту)

49

Давал разрешение на определение своей геолокации при использовании навигаторов и прочих приложений, программ, сайтов

46

Регистрировался на сайтах государственных учреждений (например, Госуслуги)

45

Оформлял доставку на дом (товаров, еды)

38

Делился информацией в социальных сетях (например, выставлял фотографии из отпуска, с работы)

38

Регистрировался в социальных сетях, мессенджерах, на форумах

35

Заполнял анкету при получении скидочной карты в магазине/аптеке

35

Подписывал договор при покупке/ при получении какой-либо услуги

32

Давал согласие на сбор куки при пользовании каким-либо сайтом

28

Заполнял документы при устройстве на работу/ поступлении на учебу

25

Ничего из перечисленного

15

Затрудняюсь ответить

0

Вы хорошо знаете, что-то слышали или не знаете, для чего используются собранные данные?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Да, хорошо знаю, могу рассказать

15

13

19

20

15

9

Да, что-то слышал, но без подробностей

47

63

53

47

47

37

Ничего не знаю об этом

37

24

28

31

38

53

Затрудняюсь ответить

1

0

0

2

0

1

Как Вы думаете, для чего в первую очередь государственные компании использует полученные данные? Вы можете дать не более трех ответов

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Для подтверждения личности

37

53

56

43

37

14

Чтобы упростить процедуру получения услуг

32

39

40

42

32

16

Чтобы взять под контроль жизнь людей

26

19

29

28

30

20

Чтобы улучшить сервисы, товары, услуги

19

29

21

25

17

14

Чтобы предложить товары и услуги, оценить полученные услуги/товары

18

31

18

20

17

15

Ради незаконной продажи персональных данных

10

9

12

8

8

11

В научных целях, для развития новых технологий

9

16

9

12

7

7

Ничего не знаю об этом

18

10

11

11

17

33

Другое

3

4

2

2

4

3

Затрудняюсь ответить

3

0

2

3

3

6

Как Вы думаете, а для чего в первую очередь частные, коммерческие компании используют данные? Вы можете дать не более трех ответов

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Чтобы предложить товары и услуги, оценить полученные услуги/товары

42

40

50

55

45

24

Чтобы улучшить сервисы, товары, услуги

28

42

44

35

24

12

Для подтверждения личности

25

49

34

28

19

15

Чтобы упростить процедуру получения услуг

20

30

30

22

20

11

Ради незаконной продажи персональных данных

17

8

14

22

17

19

Чтобы взять под контроль жизнь людей

11

5

7

11

15

13

В научных целях, для развития новых технологий

6

7

10

6

4

4

Ничего не знаю об этом

20

15

12

10

20

33

Другое

3

2

2

2

4

3

Затрудняюсь ответить

2

0

0

1

1

6

Как Вы считаете, Ваши персональные данные находятся или не находятся в безопасности в следующих ситуациях? Оцените каждую ситуацию по 7-балльной шкале, где 7 — находятся в полной безопасности, а 1 — совершенно не находятся в безопасности.

(закрытый вопрос, один ответ)

При оформлении документов в МФЦ, Пенсионном фонде, других государственных органах

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

6

5

5

5

5

При заключении договора в банке

5,5

5

5

4

5

Если говорить в целом, как Вам кажется, сегодня в какой степени Вы защищены или, наоборот, не защищены от краж/утечек персональных данных?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Полностью защищен

3

7

3

2

3

3

Скорее защищен

20

40

26

22

20

9

Скорее не защищен

48

46

52

48

41

53

Абсолютно не защищен

26

7

18

26

34

30

Затрудняюсь ответить

3

0

1

2

2

5

Как Вы думаете, в чем основная причина утечек персональных данных?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Небрежное отношение людей к передаче своих персональных данных

15

24

17

14

12

14

Несовершенство законодательной системы, регулирующей хранение и использование персональных данных

14

9

11

15

15

17

Недостаточно высокий уровень технологий, используемых для обработки и хранения персональных данных

13

23

14

11

12

10

Злоупотребление полученными данными стороной, которая имеет к ним доступ

49

40

52

54

53

44

Другое

3

4

3

3

3

4

Затрудняюсь ответить

6

0

3

3

5

11

Кирилл Родин
Директор по работе с органами государственной власти

«Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, которые требуют передачи данных как в онлайне, так и в офлайне. Причем часто это происходит неосознанно. Сегодня сбор данных при пользовании сервисами и продуктами стал объективной реальностью, поэтому важно исследовать уровень осведомленности россиян в этом вопросе, а также их отношение к сбору и обработке данных в разных ситуациях»


25 апреля 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07