МОСКВА, 3 октября 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают ситуацию в стране и личной жизни, чего ждут в будущем.
Свою жизненную ситуацию и обстановку в стране россияне сегодня оценивают значительно лучше, чем в начале года.
Индекс социальных оценок относительно личной жизни* начал постепенно укреплять позиции в апреле с.г. (35 п.), а в сентябре вышел на отметку 45 п. (годовой максимум) – данное значение повторяет результат годичной давности (45 п. в сентябре 2015 г.), при возможном минимуме -100 и максимуме 100 п. Положительные ответы в сентябре с.г. дал 71% опрошенных.
Индекс социальных оценок относительно ситуации в стране* за месяц взлетел до 18 пунктов - максимум в текущем году (с 1 п. в августе), а по отношению к началу года прирост еще более ощутимый: с февраля плюс 34 п. Год назад значение показателя было ниже (8 п. в сентябре 2015 г.). Положительная динамика наблюдается на фоне роста доли положительных оценок: с 48% в августе до 57% в сентябре и снижения доли отрицательных: с 47% до 39%, соответственно.
Индекс социальных ожиданий** с начала года прибавил 16 пунктов (с -64 в январе), однако по-прежнему остался в области отрицательных значений (-48 п. в сентябре), при диапазоне от -100 до 100 п. Более активный рост фиксировался весной, тогда как в последние месяцы колебания показателя были не столь существенны. Однако доля тех, кто считает, что худшие времена ждут нас впереди, вдое больше доли тех, кто полагает, что они уже позади (49% против 22%, соответственно). Год назад (в сентябре 2015 г.) респонденты оценивали ситуацию схожим образом (значение индекса -52 п.), тогда как в более ранние годы уровень положительных ответов был выше.
Данные комментирует руководитель исследовательских проектов ВЦИОМ Юлия Баскакова: «Закрепление индекса социальных оценок в положительной зоне является следствием достаточно спокойного в экономическом отношении полугодия: рубль стабилизировался, а вслед за ним – цены. В отсутствие новых потрясений сложная экономическая ситуация становится привычной и воспринимается менее эмоционально. Негативные ожидания пока не реализовываются, но в массовом сознании они сохраняются: половина населения в будущее смотрит с тревогой, ожидая, что «завтра будет хуже, чем сегодня». Таким ожиданиям способствует новостной фон, наполненный инициативами о новых налогах, очередных реформах пенсий и медицинского страхования. Оптимизм сдерживается и событиями недавнего прошлого – дважды подряд конец года был связан с резкими ценовыми скачками. На фоне неопределённого будущего спокойное настоящее начинает выглядеть очень даже неплохо».
*Индексы социальных оценок показывают, как россияне оценивают ситуацию в стране/личной жизни. Показатели строятся на основе вопросов «Как Вы в целом оцениваете ситуацию, сложившуюся в стране/личной жизни?». Каждый индекс рассчитывается как разность между ответами «очень хорошая», «хорошая», «скорее хорошая» и «очень плохая», «плохая», «скорее плохая». Индекс может принимать значение от -100 до 100 пунктов. Чем выше значение индекса, тем лучше, по мнению россиян, обстоит положение дел в перечисленных сферах.
**Индекс социальных ожиданий показывает, насколько оптимистично россияне оценивают будущее страны. Показатель рассчитывается как разность между ответом «они уже позади» и суммой ответов «переживаем их сейчас» и «они еще впереди». Индекс может принимать значение от -100 до 100 пунктов. Чем выше значение индекса, тем оптимистичнее выглядят перспективы России. Нулевое значение фиксирует баланс оптимистичных и пессимистичных прогнозов.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 24-25 сентября 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.