МОСКВА, 7 августа 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян об их восприятии программ КСО.
Социальная ответственность бизнеса: десятилетия практики |
История корпоративной социальной ответственности (КСО) в России насчитывает более двух десятилетий. На заре становления этого направления аббревиатура КСО мало кому была знакома, и компании, проявлявшие социальную ответственность, описывали эту часть своей деятельности, руководствуясь собственным пониманием.
Сегодня КСО — общепринятое понятие. У работодателей сформировалось общее представление о социальной ответственности бизнеса, определились принципы и распространились типовые подходы к реализации КСО. Важность политики КСО тем более возросла на фоне изменений на рынке труда, когда конкуренция за квалифицированного работника или специалиста усилилась.
Однако, что думают россияне о программах КСО и что они вкладывают в это понятие? Как изменилось восприятие социальной ответственности бизнеса?
Опрос ВЦИОМ 2025 г. — это продолжение многолетнего исследования темы КСО, которое мы ведем с 2004 г. Мы наблюдаем, как меняющиеся экономические и исторические условия влияют на понимание социальной ответственности российского бизнеса. Бизнеса противоречивого, вынужденного адаптироваться к переменам, балансирующего между прагматизмом и заботой о людях, извлечением прибыли и служением стране.
Социальная ответственность бизнеса — что это такое? |
Понимание, что такое социальная ответственность бизнеса, постоянно меняется. В 2025 г. более половины опрошенных (57%) затруднились назвать без подсказки какие-либо ассоциации с КСО или сказали, что таковых нет, а еще 11% выразили самые общие положительные или отрицательные эмоции, не подкрепленные конкретикой.
С предметными подсказками определенности больше. «Социально ответственный бизнес», по мнению россиян, — это реализация социальных программ для жителей регионов, где компания ведет деятельность (42%), отсутствие коррупции (33%), высокое качество продукции (29%), создание новых рабочих мест (29%) и соблюдение всех обязательств перед клиентами, работниками, партнерами и государством (20%).
- Первые два ответа отсылают нас к «социальной ответственности» в широком смысле — к действиям на «территории присутствия», значительно выходящим за пределы непосредственного контура бизнеса.
- Последующие ответы касаются КСО в узком понимании — это «базовые ожидания» от любого бизнеса, процедурные аспекты деятельности — не что делает бизнес, а как он это делает и какими ресурсами оперирует.
КСО с российской спецификой |
Примечательно, что за последние 20 лет восприятие КСО россиянами претерпело существенные изменения. В 2004 г. главным ожиданием от социально ответственного бизнеса было выполнение обещаний и соблюдение законодательства (66%), особенно в отношении сотрудников. Воспоминания о 1990-х годах, о задержках зарплат, выплатах продукцией и «серых» схемах оплаты труда были еще очень свежи, и от предпринимателей ожидали только минимального уровня ответственности, в самом узком ее понимании — в пределах контура бизнеса. Сегодня о такой «социальной ответственности» говорят лишь 20% опрошенных: разрыв между реальной практикой бизнеса и требованиями закона значительно сократился, а представления россиян о необходимых границах КСО — расширились.
У каждого поколения россиян свои ожидания от КСО. Самое молодое из опрошенных поколение цифры больше внимания уделяет КСО в широком смысле — благотворительным проектам компаний, отсутствию коррупции, работе с профсоюзами. Солидарны с ним в этом и самые старшие поколения — оттепели и застоя. А вот младшие миллениалы, наоборот, внимательнее к КСО в узком смысле — их больше интересуют действия бизнеса во внутреннем контуре, в том числе социальные программы для сотрудников. Возможное объяснение: младшие миллениалы не так давно вышли на рынок труда, но уже столкнулись с экономическими трудностями. Еще не накопив сбережений, не обзаведясь недвижимостью и другим крупным имуществом, они смотрят на ситуацию прагматично, с точки зрения того, что сами получат. В отличие от них представители поколения цифры еще не успели набить шишек на рынке труда и полны идеализма. А уже самореализовавшиеся представители старших поколений, покинувшие рынок труда, могут позволить себе думать не только о своих интересах. Такие результаты могут быть значимы для компаний с точки зрения HR-политики и выстраивания HR-бренда.
Зачем бизнесу такая «ответственность»? |
Среди предложенного списка мотивов бизнеса для внедрения программ КСО россияне выбирают преимущественно позитивные мотивы: 38% считают, что предприниматели стремятся принести пользу обществу (среди женщин этот показатель выше — 45%), 25% полагают, что компании стремятся повысить свою привлекательность как работодателя, а 24% — получить поддержку местного населения в регионах присутствия.
Негативные оценки дают существенно реже: 21% опрошенных рассматривают программы КСО как средство саморекламы, 20% видят в них стремление улучшить имидж перед властью (среди мужчин — 23%), 9% считают КСО попыткой компенсировать негативное воздействие деятельности компаний, а 8% — способом скрыть экономические трудности за шумихой.
Негативные мотивы программам КСО чаще приписывают жители Москвы и Санкт-Петербурга (31% указывают на стремление улучшить имидж в глазах властей), а также представители поколения цифры и младшие миллениалы (30% младших миллениалов считают КСО саморекламой). Примечательно, что эти же группы чаще называют и позитивные мотивы КСО, что может говорить о более глубоком понимании темы и большей вовлеченности в медиапространство.
Социальная ответственность бизнеса важна для россиян |
Три четверти опрошенных говорят, что при выборе работодателя им важно, чтобы компания была социально ответственной. Чаще такой ответ дают женщины (84%), жители сельской местности (84%) и малых городов (81%). Напротив, среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга о важности КСО при выборе работодателя говорят 69%, о неважности — 25%. Возможные интерпретации:
- В столицах администрации имеют большие бюджеты и мощные городские и социальные службы. Высокий уровень жизни здесь обеспечивают местные власти, жителям не нужно надеяться на социальные программы бизнеса — в отличие от более маленьких городов, которые реализуют локальные проекты только в кооперации с бизнесом или властями более высокого уровня.
- Жители двух столиц прагматичны, уровень зарплаты для них важнее «благотворительных» программ работодателя.
- Эффект специфики строения российской экономики: москвичи работают в головных офисах компаний, производственные комплексы которых находятся в других регионах, то есть не видят этих территорий присутствия и не получают те профиты от программ КСО, которые получают местные жители.
- Москвичи и петербуржцы привыкли к высокому уровню социальной ответственности столичного бизнеса, поэтому уже не представляют себе «безответственный» бизнес.
Автор: Иван Леконцев