МОСКВА, 11 ноября 2004 г. К очередному Съезду РСПП Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) решил выяснить представления россиян о социально ответственном бизнесе.
Опрос показал, что россияне считают бизнес социально ответственным в том случае, если он:
· выполняет обязательства перед работниками и государством (этот показатель отметили 34% опрошенных),
· производит качественную продукцию (27%),
· выполняет деловые обязательства перед клиентами и партнерами (25%),
· создает новые рабочие места (23%),
· финансирует социальные программы для сотрудников (20%).
Заметно реже встречается мнение, что предприниматели обязаны учитывать интересы местного населения (12) и участвовать в местных социальных программах (11).
В наименьшей степени важны для социальной ответственности, на взгляд россиян, непричастность к коррупции (8%), точное соблюдение законов (7%), благотворительность (7%) и сотрудничество с профсоюзами (4%).
Респонденты со средним и, особенно, с высшим образованием чаще опрошенных с начальным образованием акцентируют внимание на выполнении деловых обязательств компаний перед клиентами и партнерами, производстве качественной продукции и финансировании социальных программ для сотрудников, включающих повышение квалификации. Респонденты со средним образованием чаще других опрошенных полагают, что бизнес должен выполнять обязательства перед работниками и государством, а также создавать новые рабочие места. Среди респондентов с разными доходами создание новых рабочих мест чаще других считают важным опрошенные с душевыми доходами менее 1500 рублей в месяц, а выполнение деловых обязательств перед клиентами и партнерами – респонденты с доходами более 5001 рублей.
Как сделать бизнес социально ответственным?
Чтобы бизнес стал более социально ответственным, государству следует разработать систему поощрений, - полагают 27% респондентов. Еще 25% считают, что нужно разработать систему показателей, по которой бизнес будет отчитываться о своей социальной работе, и контролировать ее выполнение. Кроме того, государству необходимо рекомендуют самому проявлять социальную ответственность (20%), а также вывести бизнес из «тени» и последовательно бороться с теми, кто уклоняется от уплаты налогов (по 17%).
Реже респонденты полагают, что государству нужно разработать этический кодекс ведения бизнеса и стимулировать его исполнение (14%); создать специальный фонд, в который бы предприниматели вкладывали средства, и эти деньги тратились бы на социальные программы (10%).
К непопулярным среди россиян можно отнести идею проведения показательных процессов против отдельных компаний и бизнесменов (6%). Не даст результата и прямо противоположный подход - освобождение бизнеса от «излишнего» внимания со стороны государства, силовых структур, различных проверяющих (6%).
Молодежь заметно чаще старших возрастных групп респондентов считает, что важно поощрять социально ответственных предпринимателей, создавая для них налоговые льготы, обеспечивая государственными заказами и т.п. На необходимости создать систему показателей для отчета предпринимателей о своей социальной деятельности и обеспечить контроль за их исполнением чаще фиксируют внимание респонденты среднего возраста – 35–44 лет. Опрошенные из наиболее обеспеченной группы – с доходами более 5001 рубля в месяц – чаще других полагают, что прежде всего само государство должно быть социально ответственным, а предпринимателям нужен этический кодекс для предпринимателей, подкрепленный стимулами для его исполнения.
Поможет ли социальная отчетность?
В настоящее время некоторые банки и компании составляют отчеты о своей социальной деятельности, где указывают, какие социальные программы они поддерживают и сколько средств на них расходуют. В ходе опроса выяснялось мнение россиян о том, для чего банки и компании пишут подобные отчеты.
Чаще всего респонденты полагают, что это делается для того, чтобы создать себе благоприятный имидж перед властными и бизнес-структурами (37%), чтобы создать себе рекламу и получить некоторые преимущества перед конкурентами (30%). Еще 18% респондентов полагают, что цель таких отчетов – информировать общество о своих социальных программах, и 12% считают, что цель – улучшить отношение работников к своей компании.
Меньшинство респондентов оценила публикацию таких отчетов как попытку утаить истинное положение дел – скрыть экономические трудности, с которыми столкнулась компания (12%), или отвлечь внимание от неблагоприятных последствий своей деятельности для здоровья людей и экологии (10%).
Стремление улучшить отношение к компании со стороны ее работников чаще других отмечают респонденты с душевыми доходами свыше 5001 рубля в месяц, а на желание компаний информировать общество о социальных программах чаще других акцентируют внимание «середнячки» - опрошенные с доходами 3001–5000 рублей в месяц.
(Сумма цифр в столбцах может превышать 100%, поскольку допускалось до 3-х ответов.)