Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Экономика

Собрать ребенка в школу: цена вопроса

Инфляция догнала: «стартовый комплект» школьника в этом году обойдется россиянам дороже, чем в прошлом.
Фото:
Коротко о главном
  • По мнению россиян, за прошедший год траты на сборы одного школьника в сумме по всем статьям расхода выросли почти на десять тысяч рублей до 43 029 руб. (+9804 руб. к 2022 г.). Но закупаются «по полной» только 10% тех, у кого в семье есть школьники, а около четверти вообще не тратят деньги на подготовку к школе (23%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • По мнению россиян, за прошедший год траты на сборы одного школьника в сумме по всем статьям расхода выросли почти на десять тысяч рублей до 43 029 руб. (+9804 руб. к 2022 г.). Но закупаются «по полной» только 10% тех, у кого в семье есть школьники, а около четверти вообще не тратят деньги на подготовку к школе (23%).

МОСКВА, 24 августа 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о тратах россиян на подготовку детей к новому учебному году.

На что тратим?

Начало осени в России прочно ассоциируется с Днем знаний. Яркие букеты, пышные банты, новенькие ранцы с тетрадками и карандашами — это не только приятные хлопоты, но и вопросы бюджета семьи. Подготовка к школе в этом году затронет каждого второго россиянина: есть дети и внуки школьного возраста у 49% наших сограждан.

Чаще всего в чек-лист школьных покупок входят: школьная одежда и обувь — их приобрели или собираются приобрести 69% (−4 п.п. к 2022 г.), школьно-письменные принадлежности — 59% (−5 п.п. к 2022 г.), школьная сумка (57%), а также цветы и подарки учителям к 1 сентября (49%). Чуть реже в семьях школьников деньги тратятся на учебно-методический материал (47%).

В этом году родители снова стали чаще тратиться на взносы на школьные нужды — как по договоренности с администрацией школы и другими родителями (охрана, техническое оснащение класса, моющие средства и т.д.) — 31% (+7 п.п. к 2022 г.), так и добровольные — 9% (+5 п.п. к 2022 г.).

И сколько тратим?

Сильнее всего в этом году по-прежнему отражается на семейном бюджете школьная одежда. Согласно опросным данным, в среднем она обходится в 20 414 руб. на одного школьника (рост на 3866 руб., или 23%, к 2022 г.), но сюда входят сразу несколько позиций — школьная форма, спортивная форма, сменная обувь, другая одежда и обувь. Около 5 тыс. рублей стоит приобретение новой школьной сумки, рюкзака или ранца (4998 руб., рост на 883 руб., или 21%, к 2022 г.), а также учебно-методического материала (4688 руб., рост на 1342 руб., или 40%, к 2022 г.). Школьная канцелярия обойдется в среднем еще в 3581 руб. (рост на 641 руб., или 22%, к 2022 г.). На подарки учителям ко Дню знаний в среднем тратят 2113 руб. (рост на 564 руб., или 36%, к 2022 г.).

Размер взносов на школьные нужды в этом году тоже вырос: в среднем родители потратили или собираются потратить на взносы по договоренности с администрацией школы и другими родителями 3 361 руб. (рост на 1304 руб., или 63%, к 2022 г.), а на добровольные взносы — 3 873 руб. (рост на 1207 руб., или 45%, к 2022 г.).

В общей сложности сумма затрат по всем статьям расходов составляет в этом году 43 029 руб., за год показатель вырос на 9804 руб., или 30%. Далеко не все закупаются «по полной», а около четверти и вовсе не тратят денег ни на что из перечисленного (23%). Каждый десятый покупает что-то одно (9%), две-четыре статьи расхода в общей сложности отмечают около трети тех, у кого в семье есть школьники (31%). Затраты по всем семи перечисленным пунктам отмечают 10%, то есть максимальную сумму на сборы одного школьника потратит каждый десятый россиянин, у кого в семье есть школьники. В большинстве семей эта сумма будет значительно ниже, например, школьная одежда и канцелярия, то, что чаще всего обновляют ежегодно, в среднем обходятся в 23 996 руб.

11 августа 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 11 августа 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7956; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0159; коэффициент достижимости (КД)*** =0,1242. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Есть ли у Вас дети или внуки школьного возраста?

(закрытый опрос, до двух ответов, % от всех опрошенных)

Да, есть дети школьного возраста

26

Да, есть внуки школьного возраста

23

Нет детей/внуков школьного возраста

51

Скажите, пожалуйста, сколько примерно денег Вы потратили или потратите в ближайшие дни на одного школьника в связи с началом нового учебного года?

(% респондентов, имеющих детей или внуков школьного возраста и запланировавших/совершивших трату и назвавших конкретную сумму по соответствующему пункту)

 

2005*

2008*

2009*

2010*

2019**

2020**

2022

2023

Покупка школьной формы, спортивной формы, сменной обуви, другой одежды и обуви для школы)

74

70

61

50

76

69

73

69

Покупка школьно-письменных принадлежностей (пеналы, тетради, ручки, альбомы и т.д.)

77

76

63

51

65

60

64

59

Покупка школьной сумки (портфеля, рюкзака, ранца)

73

69

71

46

64

57

59

57

Цветы, подарки учителям на 1 сентября

50

46

43

32

48

41

48

49

Приобретение учебно-методического материала (учебники, рабочие тетради)

72

65

56

45

48

47

49

47

Взносы по договоренности с администрацией школы и другими родителями на школьные нужды (охрана, техническое оснащение класса, моющие средства и т.д.)

52

39

36

32

26

21

24

31

Добровольный спонсорский взнос

26

23

13

12

16

15

14

19

* Опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

** Опросы проводились методом «ВЦИОМ-Спутник», объём выборки 1600 респондентов. Максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.

Скажите, пожалуйста, сколько примерно денег Вы потратили или потратите в ближайшие дни на одного школьника в связи с началом нового учебного года?

(открытый вопрос, один ответ, среднее значение по тратам респондентов, имеющих детей или внуков школьного возраста, запланировавших / совершивших трату по соответствующему пункту и назвавших конкретную сумму)

 

2005*

2006*

2007*

2008*

2009*

2010*

2011*

2012*

2014*

2015*

2017**

2019**

2020**

2022

2023

Всего

6.281

6.181

7.467

10.336

11.336

11.335

12.728

15.212

13.628

20.026

12.745

26.986

34.858

33.225

43.029

Покупка школьной формы, спортивной формы, сменной обуви, другой одежды и обуви для школы)

2.904

2.664

3.414

4.220

5.154

4.355

5.138

5.484

4.709

7.191

6.442

13.431

15.415

16.548

20.414

Покупка школьной сумки (портфеля, рюкзака, ранца)

537

575

746

837

989

1.201

1.315

1.588

1.940

2.855

1.785

3.636

3.979

4.115

4.998

Приобретение учебно-методического материала (учебники, рабочие тетради)

765

851

940

2.060

1.719

1.972

1.930

2.100

1.881

3.077

1.197

3.119

4.195

3.346

4.688

Добровольный спонсорский взнос

707

387

697

733

747

788

740

2.175

1.727

1.647

310

1.625

3.127

2.666

3.873

Покупка школьно-письменных принадлежностей (пеналы, тетради, ручки, альбомы и т.д.)

592

581

674

1.105

1.230

1.172

1.320

1.543

1.275

2.277

1.773

2.217

2.633

2.940

3.581

Взносы по договоренности с администрацией школы и другими родителями на школьные нужды (охрана, техническое оснащение класса, моющие средства и т.д.)

540

731

655

835

961

1.311

1.558

1.582

1.321

1.770

649

1.781

3.865

2.057

3.361

Цветы, подарки учителям на 1 сентября

236

392

341

546

536

536

727

740

776

1.209

589

1.177

1.644

1.549

2.113

* Опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

** Опросы проводились методом всероссийского телефонного опроса «ВЦИОМ-Спутник», объём выборки 1600 респондентов. Максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07