МОСКВА, 19 октября 2010 г. Сегодня в информационном агентстве «РИА Новости» состоялась совместная пресс-конференция МВД России и Союза российских пивоваров, в ходе которой были представлены результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) об итогах информационной кампании по предотвращению нарушений в сфере торговли в отношении несовершеннолетних. В настоящем пресс-релизе представлены данные об отношении общества к проблеме продажи пива несовершеннолетним, и информированности населения об информационной кампании, проводимой МВД России при поддержке Союза российских пивоваров.
Подавляющее большинство россиян знает о существующем запрете на продажу пива несовершеннолетним гражданам (94%). Лучше всего об этом известно респондентам 35-44 лет (97%). Для сравнения, среди 18-24-летних уровень информированности составляет 90%.
По мнению большинства опрошенных экспертов, в большинстве торговых точек подросткам продают пиво (такого мнения придерживаются 9 из 15 экспертов). Основной причиной тому треть специалистов считает равнодушие общества.
Факт продажи пива несовершеннолетнему, как правило, вызывает у населения эмоциональные реакции. Так, большинство опрошенных в подобной ситуации сделали бы замечание продавцу (40%), еще 24% испытали бы возмущение, но без активных действий, 18% и вовсе отнеслись бы к этому индифферентно. Значительно реже респонденты готовы использовать правовые способы воздействия, например, оставить запись в жалобной книге или обратиться в соответствующие инстанции (такие методы выбирают не более 3% опрошенных).
Социальную рекламу о запрете продажи пива несовершеннолетним в рамках информационной кампании, проводимой МВД России при поддержке Союза российских пивоваров, видела большая часть наших сограждан (60%). Наиболее высока доля таких респондентов среди 25-44-летних респондентов (68%). Реже информированность о рекламе демонстрируют пожилые участники исследования (44%).
Исследование показало, что на большинство респондентов информационные мероприятия оказали позитивное воздействие, снизив уровень равнодушия к проблеме. Так, более половины жителей Москвы и Подмосковья признались, что стали проявлять больше внимания к проблеме продажи пива несовершеннолетним (54%). 78% респондентов сообщили, что теперь они обязательно поддержат продавца, отказывающего продавать пиво несовершеннолетнему, 67% постараются не допустить продажу пива, сделав соответствующее внушение продавцу, а 62% сказали, что будут более внимательными к подобным фактам. 54% москвичей и жителей Подмосковья убеждены, что информационная кампания поможет снизить уровень употребления пива несовершеннолетними.
80% опрошенных граждан уверено в необходимости проведения таких информационных компаний в дальнейшем.
Что касается экспертов, то абсолютное большинство из них подтвердило, что информационная кампания заставила их задуматься о механизмах запрета продажи пива несовершеннолетним. Кроме того, все специалисты сообщили, что в соответствующей ситуации попытаются предотвратить факт покупки пива подростком. Эксперты высоко оценивают инициативу МВД России и Союза российских пивоваров по информированию граждан о необходимости соблюдения законодательного запрета на продажу пива гражданам, не достигшим возраста 18 лет.
Подавляющее большинство россиян считает необходимым напоминание о том, что продажа пива несовершеннолетним - нарушение закона (90%), причем большая часть из них полагает, что это следует делать безоговорочно (64%).
Исследование ВЦИОМ проведено в августе-сентябре 2010 г. Опрос населения: опрошено 800 жителей Москвы и ближайшего Подмосковья. Экспертный опрос: опрошено 15 экспертов (власть, бизнес, общественные организации - по 5 представителей из каждой сферы).